Несмотря на безразличие большинства европейцев и участие других из них в уничтожении евреев во время Холокоста, в каждой европейской стране находились люди самых разных религиозных убеждений, которые рисковали жизнью, чтобы помочь евреям. Помощь могла иметь разные масштабы — от одиночных действий отдельных людей до целых организованных групп, больших и малых, объединивших для этого свои усилия.

Спасение евреев во время Холокоста сопровождалось массой трудностей. Приоритеры Союзников в “выигравании войны” и невозможность доступа к тем, кто нуждался в содействии, препятствовали проведению спасательных операций. Те, кто хотел помочь евреям пережить опасность, рисковали быть схваченными и наказанными самым жестоким образом. Кроме того, было непросто организовать снабжение прятавшихся людей. Наконец, враждебность по отношению к евреям среди нееврейского населения, особенно в восточной Европе, была серьезным препятствием к их спасению. Методы спасения были различными.

Один из наиболее известных и масштабных актов спасения состоялся в оккупированной нацистами Дании. В октябре 1943 года, в ответ на усилившееся сопротивление и акты саботажа, немецкие оккупационные власти ввели в Дании военное положение. Воспользовавшись этой ситуацией, руководители немецкой Полиции безопасности (Зипо) решили депортировать евреев из Дании. 28 сентября 1943 года немецкий предприниматель предупредил датские власти о грядущей операции, запланированной в ночь с 1 на 2 октября 1943 года. С помощью соседей и друзей нееврейской национальности практически все евреи Дании были спрятаны. В течении последующих дней датское Сопротивление организовало спасательную операцию, в ходе которой местные рыбаки переправили в маленьких рыбацких лодках около 7 200 евреев (из 7 800 евреев, живших в стране) в нейтральную Швецию, где они получили убежище.

В так называемом Генерал-губернаторстве (внутренние районы оккупированной Польши) некоторые поляки-христиане старались помочь евреям. Например, “Жегота” (кодовое названии Совета Помощи Евреям), польская подпольная организация, которая обеспечивала евреев средствами к существованию, начала действовать в сентябре 1942 года. Члены польской Национальной Армии (АК – Армия Крайова) и коммунистической Народной Армии (АЛ – Армия Людова) содействовали еврейским бойцам, атакуя германские позиции во время восстания в Варшавском гетто в апреле 1943 года. Однако в целом помощь польского подполья была невелика: немного оружия и небольшое количество боеприпасов. С начала депортации евреев из Варшавского гетто в лагерь смерти Треблинка в конце июля 1942 года до осени 1944 года, когда немецкие захватчики сравняли Варшаву с землей (после подавления восстания Национальной Армии), по меньшей мере 20 000 евреев находили убежище в Варшаве и ее окрестностях благодаря помощи польских граждан.

Люди, спасавшие евреев, были последователями различных религиозных учений: протестантами и католиками, православными и мусульманами.Некоторые европейские церкви, сиротские приюты, а также семьи предоставляли евреям убежища. В некоторых случаях помощь оказывалась уже спрятавшимся евреям (как в случае с семьей Анны Франк в Нидерландах). Во Франции община протестантов из небольшого городка Шамбон-сюр-Линьон укрывала от 3 до 5 тысяч беженцев, большинство из которых были евреями. Во Франции, Бельгии и Италии подпольные организации контролировались Католическим духовенством, благодаря которому были спасены тысячи евреев. Сеть подполья была особенно развита в южной Франции, где евреев прятали и тайно перевозили в Швейцарию и Испанию, а также в северной Италии, где многие евреи должны были скрываться после прихода немцев в сентябре 1943 года.

Некоторые люди использовали для спасения евреев свое личное положение и влияние. В Будапеште, столице оккупированной немцами Венгрии, шведский дипломат Рауль Валленберг (который был также представителем американского Совета по делам беженцев войны), швейцарский дипломат Карл Лутц и итальянец Джорджио Перласка (представлявшийся испанским дипломатом) в 1944 году снабдили десятки тысяч евреев поддельными "защитными паспортами”. Эти документы оградили их от большинства антиеврейских мер, принятых венгерским правительством и позволили избежать депортации в Германию. Немецкий промышленник Оскар Шиндлер основал в Польше, недалеко от Краковского гетто, фабрику по производству металлических изделий, куда принял на работу более тысячи евреев, тем самым спасая их от депортации в концлагерь Освенцим. В марте 1943 года планы болгарского правительства депортировать более 11 000 евреев из оккупированных Болгарией Фракии, Македонии и Пирота в Треблинку были сорваны благодаря энергичному вмешательству со стороны влиятельных политических и религиозных фигур страны; их противодействие вынудило царя Бориса III отменить депортацию.

Другие неевреи, как например, живший в Лондоне Ян Карский, дипломатический курьер польского правительства в изгнании (попавший в опалу за участие в антикоммунистическом подпольном движении), искали возможности привлечь внимание общества к нацистским планам осуществления геноцида. Карский встречался с еврейскими лидерами в Варшавском гетто и в пересыльном лагере Избица в конце лета 1942 года. Он передал их сообщения о массовых уничтожениях евреев в лагере смерти Белзец руководителям Союзников, включая президента Франклина Рузвельта, с которым он встретился в июле 1943 года.

Некоторые группы американцев также участвовали в спасении. Квакерский Американский комитет Друзей на службе обществу, унитаристы и другие группы координировали оказание помощи еврейским беженцам во Франции, Португалии и Испании на протяжении всей войны. Различные американские организации (религиозные, светские, еврейские и нееврейские) добились выдачи разрешений на въезд в Соединенные Штаты и размещение там около 1 000 еврейских детей, прибывших без родителей.

Те, кто спасал евреев во время Холокоста, вне зависимости от того, удалось ли им помочь тысячам людей или сберечь всего одну жизнь, доказали, что возможность сделать свой выбор остается у человека даже в самых критических обстоятельствах. Однако эти и другие проявления самоотверженности и мужества, к несчастью, смогли защитить лишь небольшую часть тех, кто был обречен на уничтожение.