После опустошения, которым окончилась Первая мировая война, победившие Западные державы подписали с побежденным странами ряд договоров с довольно жесткими условиями. Эти договоры лишили центральные державы (Германию и Австро-Венгрию, а также Оттоманскую Турцию и Болгарию) значительных территорий и наложили на них существенные репарационные платежи.

Распад Османской империи, 1807-1924 годы

Раньше очень редко происходили подобные фундаментальные изменения границ Европы. Прямым результатом войны стало прекращение существования Германской, Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Сен-Жерменский договор, подписанный 10 сентября 1919 года, утвердил образование республики Австрия, состоящей из большинства усеченных немецко-говорящих регионов империи Габсбургов. Австрийская империя уступила государственные земли только что созданным государствам-правопреемникам, таким как Чехословакия, Польша и Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, переименованное в 1929 году в Королевство Югославия. Она также передала Южный Тироль, Триест, Трентино и Истрию Италии, а Буковину – Румынии. В соответствии с одним важным положением договора Австрии запрещалось изменять свой только что полученный статус независимости. Этот запрет фактически препятствовал ее объединению с Германией, чего так долго желали пангерманисты и что было действительной целью уроженца Австрии Адольфа Гитлера и его национал-социалистической (нацистской) партии.

Вторая часть двуединой монархии, Венгрия, также стала независимым государством: в соответствии с условиями Трианонского договора (ноябрь 1920 г.) Венгрия передавала Трансильванию Румынии, Словакию и Карпатскую Русь – новообразованной Чехословакии, а другие венгерские государственные земли – будущей Югославии. 10 августа 1920 года Османской империей был подписан Севрский договор, свидетельствующий об окончании военных действий с Союзными державами. Но вскоре после этого началась война за независимость Турции. Новая Турецкая Республика, созданная по ее окончании, подписала в 1923 году заменяющий Лозаннский договор, фактически предусматривающий разделение старой Османской империи.

В январе 1918 года, примерно за десять месяцев до окончания Первой мировой войны, президент США Вудро Вильсон написал перечень предлагаемых целей войны, которые он назвал «Четырнадцать пунктов». В восьми из этих пунктов рассматривались в частности территориальные и политические урегулирования, связанные с победой держав Антанты, включая идею национального самоопределения этнических групп населения в Европе. Остальная часть принципов была направлена на предотвращение войны в будущем, а в последнем излагалось предложение Лиге Наций о проведении арбитражного разбирательства дальнейших международных споров. Вильсон надеялся, что его предложение поможет добиться справедливого и прочного мира, «мира без победы», чтобы положить конец «войне, которая положит конец всем войнам».

При подписании перемирия многие германские лидеры считали, что «Четырнадцать пунктов» лягут в основу будущего мирного договора, но, когда главы правительств США, Великобритании, Франции и Италии встретились в Париже, чтобы обсудить условия договора, у Европейского контингента «Большой четверки» был совсем другой план. Рассматривая Германию в качестве главного инициатора конфликта Европейские Союзные державы в конечном счете наложили более строгие договорные обязательства на побежденную Германию.

Германские территориальные потери по Версальскому договору, 1919 г.

Версальский договор, представленный для подписания германским лидерам 7 мая 1919 года, вынуждал Германию передать территории Бельгии (Эйпен-Мальмеди), Чехословакии (Глучинская область) и Польше (Познань, Западная Пруссия и Верхняя Силезия). Эльзас и Лотарингия, аннексированные в 1871 году после Франко-прусской войны, возвращались Франции. Все зарубежные германские колонии становились мандатной территорией Лиги Наций, а Данциг с большим количеством этнического немецкого населения становился Вольным городом. В соответствии с условиями договора Рейнская область подлежала демилитаризации и оккупации, земле Саар присваивался особый статус и она переходила под управление Франции, будущее областей в северном Шлезвиге, находившемся на датско-германской границе, и частей Верхней Силезии должны были определить плебисциты.

Пожалуй, самой унизительной частью договора для побежденной Германии была Статья 231, известная под названием «War Guilt Clause» (статья о вине за развязывание войны), которая вынуждала Германию принять на себя полную ответственность за инициирование Первой мировой войны. Таким образом, Германия несла ответственность за весь нанесенный материальный ущерб, и премьер-министр Франции Жорж Клемансо особенно настаивал на наложении огромных репарационных платежей. Сознавая, что Германия, вероятно, не будет в состоянии заплатить такие гигантские долги, Клемансо и французы, тем не менее, чрезвычайно боялись быстрого восстановления Германии и начала новой войны против Франции. Поэтому французы стремились в послевоенном договоре ограничить усилия Германии, направленные на восстановление экономического превосходства и на перевооружение.

Германская армия должна была состоять не более чем из 100 000 человек, кроме того запрещался призыв на военную службу. Договор ограничивал флот наличием суден до 10 000 тонн с запретом на приобретение или сохранение подводного флота. Кроме того, Германии было запрещено иметь авиацию. Германия была обязана провести разбирательства против военных преступлений кайзера и других лидеров за ведение агрессивной войны. Лейпцигский процесс, во время которого на скамье подсудимых не было ни кайзера, ни других значимых национальных лидеров, завершился в основном оправдательными приговорами и воспринимался многими как обман, даже в Германии.

Новое сформированное демократическое правительство Германии рассматривало Версальский договор как «продиктованный мир» (Diktat). Хотя Франция, которая материально пострадала больше, чем другие участники «Большой четверки», настаивала на жестких условиях, мирный договор, в конечном счете, не способствовал урегулированию международных конфликтов, инициировавших Первую мировую войну. Напротив, он послужил препятствием налаживания сотрудничества между европейскими странами и усугубил основные проблемы, в первую очередь приведшие к войне. Ужасные жертвы войны и огромные человеческие потери, понесенные всеми сторонами, легли тяжелым бременем не только на потерпевших поражение в конфликте, но и на участников победившей стороны, таких как Италия, чьи послевоенные трофеи, казалось, несоизмеримы со страшной ценой, которую заплатил ее народ кровью и материальными благами.

Для народов побежденных держав – Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии – соответствующие мирные договоры казались несправедливым наказанием. Их правительства, будь то демократическое, как в Германии и Австрии, или авторитарное в случае Венгрии и, периодически, Болгарии, быстро прибегли к нарушению военных и финансовых условий соглашений. Попытки пересмотра и отказа выполнять наиболее обременительные условия мира стали ключевым элементом в их внешней политике и оказались дестабилизирующим элементом в международной политике. Например, статья о вине за развязывание войны, возложенные репарационные платежи, а также ограничения по вооружению Германии были особенно угнетающими в сознании большинства немцев. Пересмотр Версальского договора представлял собой одну из политических платформ, обеспечивающих радикальным правым партиям в Германии, в том числе нацистской партии Гитлера, доверие среди основных избирателей в начале 1920-х и начале 1930-х годов.

Обещания о перевооружении, возвращении территорий Германии, особенно на Востоке, ремилитаризации Рейнланда и восстановлении выдающегося положения среди европейских и мировых держав после такого унизительного поражения и мира подогревали ультранационалистические настроения и способствовали недооцениванию средними избирателями более радикальных принципов нацистской идеологии.