Германская армия и расистский характер войны против Советского Союза
Одной из причин нападения Германии на Советский Союз было желание завоевать Lebensraum (жизненное пространство) для колонизации германским народом за счет вытеснения русских, белорусов, украинцев, а также народов прибалтийских стран. Для Гитлера и других нацистских лидеров эта задача имела как расовое, так и идеологическое значение. Завоевание "жизненного пространства" не только утверждало господство германской нации над побежденными народами, но и являлось "крестовым походом" против иудаизма и коммунизма. Германское полицейское и военное командование собиралось вести войну на уничтожение против коммунистов, а также против советских евреев, которые, как считали нацисты, составляли "расовую основу" Советского государства.
"Приказ о комиссарах", изданный Верховным командованием германских вооруженных сил, предписывал расстреливать всех попавших в плен политработников советской армии. Летом 1941 года большинство военнослужащих Вермахта следовало этому приказу. "Приказ о комиссарах" был отменен в мае 1942 года по просьбам боевых командиров, которые столкнулись с гораздо более сильным сопротивлением советских войск, после того как факт систематических расстрелов комиссаров стал общеизвестным.
В соответствии с нацистской идеологией, славяне были бесполезной "недочеловеческой" расой. Поэтому руководители (советская элита) должны были быть истреблены, а прочее население — обращено в рабов или выслано еще дальше на восток. В результате этих расистских измышлений миллионы советских мирных жителей были преднамеренно убиты или умерли от голода и непосильной работы. Миллионы других были депортированы в Германию на принудительные работы или превращены в рабов на оккупированных восточных территориях. Планы германского руководства предусматривали безжалостную эксплуатацию советских ресурсов, в особенности сельского хозяйства. Это было одной из главных целей войны на востоке.
Уже в мае 1941 года германские власти, разрабатывавшие план экономической эксплуатации советских территорий, были отлично осведомлены о том, что подобная эксплуатация "неизбежно приведет миллионы людей к голодной гибели". Таким образом, запланированная голодная смерть советских граждан была непосредственно связана с германской политикой обеспечения продовольствием собственных тылов. Нет сомнений в том, что Гитлер и другие лидеры нацистов помнили голодные бунты времен Первой мировой войны; они верили, что тогда Германия потерпела поражение не из-за неудач на фронте, а из-за проблем в тылу. В этот раз они намеревались обеспечить необходимые припасы и поднять дух нации, даже если это означало голодную смерть для миллионов славян.
Поэтому в 1941 году, ведя эту жестокую войну на уничтожение, германские войска ничуть не заботились о советских мирных жителях. Это было не только результатом нацистской пропаганды, в которой советский народ изображался как расово неполноценный, но также следствием приказов военного командования. Директива Гитлера о нападении на Советский Союз (план "Барбаросса") предписывала войскам отвечать расстрелами на проявления любого сопротивления, даже пассивного. В качестве возмездия за атаки партизан немецкие войска сжигали целые деревни и расстреливали жителей целых сельских районов. С другой стороны, военное руководство объявило, что германские солдаты, совершившие преступления, не будут нести наказания, если они заявят, что действовали по идеологическим мотивам. По сути, это было неприкрытым поощрением жестокости.