Антисемитская книга для детей, изданная в 1936 в Нюрнберге (Германия). Название книги переводится с немецкого как "Не верь лисе в кустарнике, не верь еврейским клятвам: книжка с картинками для молодых и старых". На обложке изображена лиса, спрятавшаяся в кустарнике, и карикатура на дающего клятву еврея.
Родители Ханне были владельцами фотоателье. В октябре 1940 года Ханне и остальных членов ее семьи депортировали в лагерь Гюрс, находившийся в южной части Франции. В сентябре 1941 года "Обществу помощи детям" (OSE) удалось вызволить ее из лагеря и тайно переправить в детский приют в городке Шамбон-сюр-Линьон. Мать Ханне погибла в Освенциме. В 1943 году Ханне получила поддельные документы и переправилась в Швейцарию. В 1945 году, в Женеве, она вышла замуж, а в 1946 году родила дочь. В 1948 году она переехала в США.
Бен вырос в религиозной еврейской семье, где кроме него было еще трое детей. 1 сентября 1939 года в Польшу вторглись германские войска. После того как они заняли Варшаву, Бен решил перебраться в восточную часть Польши, оккупированную Советским Союзом. Однако вскоре он принял решение вернуться к своей семье, которая находилась тогда в Варшавском гетто. Бена зачислили в бригаду чернорабочих, работавших за пределами гетто, и он пользовался этим, чтобы помочь другим узникам гетто тайно выбираться с его территории. Одной из тех, кому он помогал, была Владка (Фейгеле) Пелтел, сотрудница подпольной Еврейской боевой организации (ZOB), позднее ставшая его женой. Затем Бен покинул гетто и нелегально жил в Варшаве, выдавая себя за поляка. Во время восстания узников Варшавского гетто в 1943 году Бен вместе с другими членами подполья занимался спасением бойцов из гетто, помогая им пробраться наружу через канализацию и укрывая их в "арийской" части Варшавы. После восстания Бен бежал из Варшавы, выдавая себя за нееврея. После освобождения Европы он воссоединился со своими родителями и младшей сестрой.
Эрнест был одним из троих детей в еврейской семье из торгового города Бреслау, где проживала одна из крупнейших еврейских общин в Германии. Его отец, ветеран Первой мировой войны, владел фабрикой по производству мацы — пресного хлеба, который едят во время еврейской Пасхи. В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, Эрнесту было 12 лет.
1933-39: В школе у меня часто бывали неприятности, меня все время обзывали. "Христоубийца" или "чтобы испечь мацу, твой отец убивает христианских младенцев" — такое я слышал постоянно. Многие думали, что нацисты удовлетворят свои политические прихоти и успокоятся, но к 1935 году принятые ими законы стали угрожающими. Появились вывески с надписями: "Евреям вход воспрещен". В 1938 году, после того как сожгли нашу синагогу (во время "Хрустальной ночи"), мы поняли, что надо бежать из Германии. Так как мы смогли раздобыть только два билета, мы с мамой сели на корабль, плывущий в Азию, а остальные члены семьи остались.
1940-44: Наш путь окончился в Шанхае — его контролировали японцы, и он был единственным местом, куда беженцы могли попасть без визы. Там, будучи шофером грузовика шанхайских добровольческих сил британской армии, я получал еду, поэтому мне было легче, чем многим другим беженцам. В декабре 1941 года, после Перл-Харбора, условия для беженцев резко ухудшились — американские благотворительные фонды, их единственный источник снабжения, уже не могли поддерживать связь с Шанхаем. В 1943 году по требованию Германии японцы создали гетто.
Эрнест провел в шанхайском гетто два года, пока в 1945 году город не был освобожден. После войны он несколько лет работал на ВВС США в Нанкине (Китай), а потом эмигрировал в Соединенные Штаты.
Герхард (Гэд) Бекк родился в 1923 году в Берлине. У него была сестра-близнец Марго (Мириам). Их отец, предприниматель еврейского происхождения Генрих, переехал в Берлин из Австрии. Мать Хедвиг приняла иудаизм, чтобы выйти замуж за Генриха. В семье отмечали как христианские, так и еврейские праздники. Когда родились Гэд и Мириам, Бекки жили в Шёненвиртеле, бедном районе в центре Берлина, где проживало много еврейских иммигрантов из Восточной Европы. В 1929 году семья переехала в более комфортабельную квартиру в пригороде.
1933-1939: когда в 1933 году к власти пришли нацисты, Гэду было девять лет. Будучи одним из примерно десяти еврейских детей в своей школе, он стал жертвой антисемитской травли. Гэд вспоминает слова одноклассника: «Можно я сяду где-нибудь еще, а не рядом с Гэдом? Здесь пахнет вонючими еврейскими ногами». Из-за дискриминации, с которой Гэд столкнулся в школе, родители определили его в еврейскую школу. Когда ему было 12 лет, родители не смогли оплатить обучение, и ему пришлось бросить школу. Гэд стал продавцом в магазине. В 1938 году Беккам пришлось отказаться от своей прекрасной большой квартиры и переехать в старый район.
1940-1944: в 1940 году Гэд планировал эмигрировать в подмандатную Палестину, находящуюся под контролем Великобритании. Однако он получил травму и не смог уехать. Примерно в это время он вступил в еврейскую молодежную группу. Там он познакомился с Манфредом Левином, с которым у него завязались романтические и сексуальные отношения. В ноябре 1942 года Манфреду и его семье было приказано явиться на место сбора. Левины были направлены в лагерь смерти Освенцим (Аушвиц-Биркенау). Манфред не пережил Холокост.
Поскольку мать Гэда, согласно нацистскому законодательству, была «арийкой», Гэд, Мириам и их отец имели некоторую защиту от антиеврейской политики нацистов. Их не депортировали на восток, как семью Манфреда и большинство других немецких евреев. Но в феврале 1943 года Гэд, Мириам и их отец были арестованы. Они были задержаны вместе с другими евреями, имевшими родственников-арийцев. Их отправили в здание еврейского благотворительного общества на улице Розенштрассе. Мать Гэда присоединилась к группе арийских женщин, требующих возвращения родственников. Примерно через неделю Бекки были освобождены.
Гэд участвовал в деятельности сионистского подпольного сопротивления, помогая евреям бежать в Швейцарию. В начале 1945 года на него и нескольких друзей-подпольщиков поступил донос в гестапо, и они были арестованы. Гэд оставался в берлинской тюрьме до взятия города Красной армией в апреле 1945 года.
Родители и сестра Гэда также пережили Холокост в Берлине. В 1947 году Гэд эмигрировал в подмандатную Палестину. В конце 1970-х годов он вернулся в Германию. Гэд был одним из первых переживших Холокост открытых геев, которые рассказали о своем опыте. Его мемуары вышли на английском языке под названием «Подпольная жизнь: воспоминания еврея-гея в нацистском Берлине». Гэд жил в Берлине до своей смерти в 2012 году в возрасте 88 лет.
Будучи единственным ребенком в еврейской семье, которая жила в польской столице и принадлежала к среднему классу, Лилиана выросла в смешанной еврейско-христианской среде. Ее отец был ювелиром, а также офицером запаса польской армии; а мать — домохозяйкой. Лилиана мечтала поступить в Сорбонну и стать второй в истории Польши женщиной-прокурором округа.
1933-39: Самое плохое в школе было то, что ко мне приставали и называли "грязной еврейкой". Меня приняли в престижную католическую гимназию, где разрешали не посещать занятия по субботам, но, как и другие еврейские ученики, я сидела отдельно, а в коридорах и на лестнице меня все время толкали. Через несколько недель я ушла оттуда и стала посещать еврейскую гимназию, пока ее не закрыли немцы, которые захватили страну в сентябре 1939 года.
1940-44: После того как всех евреев согнали в гетто, меня заставили работать на фабрике "Тёббенс". К апрелю 1943 года моя семья была уничтожена, а гетто пылало и было охвачено восстанием. Я надрывалась на фабрике, пока 8 мая не явились немцы, чтобы забрать нас. В ярости я схватила ножницы, но прежде чем я успела что-то сделать, немец ударил меня по голове прикладом винтовки. Я подняла руку, чтобы защититься, а он бил меня снова и снова, пока я не потеряла сознание. Когда на следующий день я очнулась, то увидела, что нахожусь в темном, переполненном людьми вагоне для перевозки скота.
Лилиану отправили на принудительные работы в лагерь Майданек, затем в Скаржиско-Каменна, а потом в Ченстохов, где она была освобождена 18 января 1945 года. В 1950 году она эмигрировала в Америку.
Самуэль, солдат польской армии, был ранен в бою, после чего немцы захватили его в плен. Война продолжалась, и с течением времени обращение с ним и другими евреями-военнопленными становилось все более жестоким. Он был интернирован в нескольких лагерях, в том числе в лагере Люблин-Липова, где его, как и других, заставили работать на строительстве концлагеря Майданек. В 1942 году он бежал из плена и вплоть до конца войны был командиром вооруженного партизанского отряда.
Явление антисемитизма v это ключ к пониманию трагедии Холокоста, разрушившей жизни бессчетного количества людей.
На протяжении своей истории еврейский народ страдал от предубеждения и дискриминации — явления, известного как антисемитизм. Около двух тысяч лет назад евреи были изгнаны римлянами из земли, называемой ныне Израиль, расселились по всему миру и, оставаясь этническим меньшинством, старались сохранить свои уникальные верования и культуру. В некоторых странах они были приняты радушно и долгое время жили в мире со своими соседями. Однако в европейских странах, население которых исповедовало преимущественно христианскую веру, евреи страдали от усиливавшейся изоляции и считались чужаками. Евреи не принимали христианское верование в то, что Иисус — сын божий, и многие христиане видели высокомерие в этом отказе признать божественность Иисуса. Веками учение церкви обвиняло евреев в убийстве Иисуса и не признавало то, что Иисуса казнило римское правительство, посчитав его политической угрозой своему режиму (сегодня это мнение разделяет большинство историков). К религиозным конфликтам добавлялись экономические. Правители наложили на евреев ограничения, запретив им занимать определенные должности и владеть землей.
В этот период евреи также взяли на себя важную (но непопулярную) роль ростовщиков для христианского большинства, которому ранняя церковь запрещала ростовщичество (выдачу денег под проценты). В особо тяжелые времена евреев делали козлами отпущения за многие несчастья. К примеру, их обвинили в появлении «черной смерти» — чумы, погубившей тысячи людей по всей Европе в средние века. В Испании в 1400-е гг. евреев принуждали переходить в христианство и в случае отказа либо изгоняли из страны, либо казнили. В конце 1800-х гг. правительствa России и Польши организовали или дали молчаливое согласие на многочисленные погромы — нападения на еврейские кварталы, во время которых разъяренные толпы убивали евреев, грабили их дома и магазины.
После распространения в Западной Европе идей политического равенства и свобод в 1800-е гг. евреи получили практически полное гражданское равноправие перед законом. Однако одновременно с этим возникли новые формы антисемитизма. Лидеры европейских стран, желавшие колонизировать Африку и Азию, утверждали, что белые превосходят все остальные расы и потому должны расселяться по всему миру, подчиняя себе «более слабые» и «менее цивилизованные» расы. Некоторые авторы переносили это утверждение и на евреев, ошибочно относя их к расе так называемых семитов, объединенных общим происхождением и анатомическими особенностями.
Их расовый антисемитизм основывался на том, что еврей, перешедший в христианство, все равно принадлежит к еврейской расе. Некоторые политики начали использовать идею расового превосходства, чтобы привлечь на свою сторону избирателей в ходе предвыборных кампаний. Одним из них был Карл Люгер (1844 - 1910). Он получил пост бургомистра австрийского города Вена, активно опираясь на антисемитские идеи: в своих обращениях к избирателям он обвинял евреев в тяжелом экономическом кризисе. Люгер стал героем для молодого Адольфа Гитлера, родившегося в Австрии в 1889 г. В годы жизни в Вене сформировалось мировоззрение Гитлера, включая отношение к евреям: здесь он изучал тактику Люгера, антисемитские газеты и памфлеты, количество которых при Люгере постоянно возрастало.
КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ
1890-е гг. СФАБРИКОВАННЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ ЗАГОВОР Во Франции член русской тайной полиции фабрикует Протоколы сионских мудрецов. Протоколы свидетельствуют о существовании некого еврейского заговора с целью захвата мира. Эти поддельные документы выдаются за протоколы воображаемого собрания мировых еврейских лидеров, на котором они утвердили планы мирового господства. Из документов становится ясно, что евреи сформировали тайные организации и агентства, через которые хотят управлять и манипулировать политическими партиями, экономикой, прессой и общественным мнением. Протоколы опубликованы во многих странах, включая США. Опираясь на них, антисемиты с новой силой заговаривают о существовании еврейского заговора. В 1920-х и 1930-х гг. нацистская партия использует Протоколы для поддержки своей антисемитской идеологии и политики.
1894 ДЕЛО ДРЕЙФУСА РАСКАЛЫВАЕТ ФРАНЦУЗСКОЕ ОБЩЕСТВО Капитан Альфред Дрейфус, офицер французской армии еврейского происхождения, арестован и ложно обвинен в передаче Германии документов, имеющих отношение к национальной обороне Франции. Дрейфуса отдают под трибунал, который после упрощенного судебного разбирательства признает его виновным в государственной измене и приговаривает к пожизненному заключению на Чертовом острове у побережья Французской Гвианы. Это дело раскалывает французское общество на две половины: одни настаивают на виновности Дрейфуса (консерваторы, националисты и антисемитские группы), другие требуют для него честного суда (либералы и интеллигенция). В 1899 г. Дрейфус предстает перед новым военным судом, но повторно признается виновным. Однако президент Французской Республики вмешивается в ход дела и дарует ему помилование. Незадолго до начала Первой мировой войны гражданский суд полностью оправдывает Дрейфуса. Разногласия по поводу дела Дрейфуса обнажили скрытый антисемитизм среди французских офицеров и других консервативных слоев французского общества.
АПРЕЛЬ 1897 г. КАРЛ ЛЮГЕР — БУРГОМИСТР ВЕНЫ, АНТИСЕМИТ Карл Люгер избран бургомистром Вены. Он занимает эту должность в течение 13 лет до самой смерти в 1910 г. Люгер, сооснователь Христианской социалистической партии, играет на экономическом антисемитизме, чтобы заручиться поддержкой мелких коммерсантов и ремесленников, пострадавших от капитализма во время промышленной революции в Австрии. Он заявляет, что евреи захватили монополию при капитализме и таким образом ведут нечестную конкурентную борьбу на экономической арене. Эту форму антисемитизма в начале ХХ века используют и другие правые партии в Австрии и Германии, чтобы увеличить свою популярность. Адольф Гитлер, проживавший в Вене, когда ее бургомистром был Люгер, испытал сильное влияние со стороны последнего, проникшись его идеями антисемитизма и умением добиваться общественной поддержки. Идеи Люгера нашли отражение в платформе нацистской партии в Германии 1920-х гг.
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia.
View the list of all donors.