Lithuanian collaborators guard Jews before their execution.

Сотрудничество с нацистами

В Европе антисемитизм, национализм, ксенофобия, антикоммунизм и оппортунизм привели многих граждан оккупированных Германией стран к сотрудничеству с нацистским режимом в деле уничтожения европейских евреев и другой расистской политики нацистов. Такое сотрудничество было важнейшим элементом приведения в исполнение плана под названием «Окончательное решение еврейского вопроса» и массового уничтожения других групп, преследуемых нацистским режимом. Коллаборационисты совершили некоторые из самых тяжких преступлений эры Холокоста.

Европейские союзники Германии из стран Оси сотрудничали с нацистским режимом, пропагандируя и вводя в силу законы против евреев и, в некоторых случаях, депортируя граждан и/или жителей еврейского происхождения в немецкие тюрьмы перед их отправкой в лагеря смерти или трудовые лагеря. В некоторых странах Оси полувоенные фашистские организации терроризировали, грабили и убивали местных евреев, как по указанию немцев, так и по своей собственной инициативе. «Глинкова гвардия» в Словакии, «Железная гвардия» в Румынии, «Усташи» в Хорватии и «Скрещенные стрелы» в Венгрии несут ответственность за гибель тысяч евреев в своих странах. В этих и других странах военнослужащие, полиция и жандармерия играли ключевую роль в экспроприации, концентрации и депортации еврейских жителей. В Венгрии, Словакии, Хорватии, Болгарии и в вишистской Франции полицейские, военные и жандармы играли важнейшую роль в осуществлении инициированной немцами политики депортации евреев с территорий, находившихся под их влиянием или контролем, в лагеря смерти на Востоке.

Усташское правительство Хорватии построило собственные концентрационные лагеря. К концу 1942 года хорватские власти убили более двух третей хорватских евреев (приблизительно 25 000 человек), многие из которых погибли в лагерном комплексе Ясеновац. Хорватская полиция и усташская милиция также убила от 320 000 до 340 000 этнических сербов, некоторых в комплексе Ясеновац, но большинство в деревнях, в которых они проживали. Словацкие власти совместно с немцами депортировали около 80% еврейского населения Словакии в течение 1942 года.

Несмотря на многостороннее сотрудничество с Германией, включая пропаганду антисемитских законов, ни Италия, ни Венгрия не депортировали евреев до момента непосредственной оккупации этих стран Германией. Болгария охотно сотрудничала с немцами в депортации евреев с территорий, которые болгары захватили в результате расчленения Югославии странами Оси и оккупации Греции. Болгарские власти, отвечая на народное несогласие и даже возражения в правящей партии правительства страны, соответственно отказались депортировать евреев из Болгарии. Однако, они лишали многих членов еврейской общины права на имущество и привлекали евреев-мужчин к принудительному труду с 1943 по 1944 год. Румынские жандармы и военные подразделения непосредственно убивали и депортировали румынских и украинских евреев во вновь аннексированных провинциях Буковины и Бессарабии, а также в управляемом румынами Приднестровье в Украине. Тем не менее, румынское правительство отказалось депортировать евреев из основных провинций Румынии (Молдавия, Валахия, южная Трансильвания и Банат).

Многие люди в оккупированных Германией странах и регионах сотрудничали с немецкими оккупационными властями. Эстонские, латышские, литовские, украинские и этнические немецкие коллаборационисты играли значительную роль в уничтожении евреев на территории Восточной и Юго-Восточной Европы. Многие из них служили охранниками по периметру лагерей смерти и участвовали в убийствах сотен тысяч евреев в газовых камерах. Другие, в частности этнические немцы из Юго-Восточной Европы, служили в системе нацистских концентрационных лагерей, особенно после 1942 года.

Литовцы, латыши, эстонцы, белорусы и украинцы самостоятельно организовывали отряды, в которых немецкие подразделения СС и полиции проводили чистку и реорганизацию. С самого начала члены «партизанских» или «самооборонных» отрядов убили сотни евреев, а также реальных и предполагаемых коммунистов. Реорганизованные немцами такие отряды превращались в беспощадные и надежные вспомогательные полицейские силы, принимающие вместе с немецкими властями - гражданской, военной и эсэсовской полицией - участие в массовых убийствах сотен тысяч евреев и миллионов людей других национальностей на оккупированной территории Советского Союза. Во время оккупации немцы продолжали набирать пособников для своих полицейских сил, воинских частей и гражданской администрации из числа жителей Советского Союза.

Правительство вишистской Франции сотрудничало с Германией, приняв Statut des Juifs («Декрет о евреях»), определяющий евреев как отдельную расу и ограничивающий их права. Вишистские власти также активно сотрудничали и даже проявляли инициативу, организовывая в южной Франции лагеря для интернированных лиц, арестовывая евреев-иностранцев и французских евреев и содействуя депортации евреев (преимущественно евреев-иностранцев, проживающих во Франции) в лагеря смерти, находившиеся на территории оккупированной Германией Польши. Вишистское правительство также передало немцам испанских и международных бойцов, защищая Испанскую республику от мятежников Франко. После победы Франко и установления в 1939 году консервативного, авторитарного режима эти так называемые испанские республиканцы или «красные испанцы» искали убежища во Франции от постоянных преследований и возможной смерти, грозящей им в том случае, если они останутся в Испании. После того, как вишистские французы передали несколько тысяч беженцев Германии, немцы отправили их в концентрационные лагеря, где тысячи из них погибли.

После вторжения Германии в Норвегию в апреле 1940 года норвежский фашист Видкун Квислинг провозгласил себя премьер-министром. Немцы быстро разочаровались в нем и организовали свою собственную администрацию, но периодически использовали Квислинга в качестве номинального лидера, поэтому имя Квислинга вошло в словарь английского языка как термин, обозначающий предателя своей страны, сотрудничающего с оккупировавшим врагом. Норвежская полиция и военизированные организации содействовали подразделениям СС и немецким полицейским подразделениям в депортации евреев в Аушвиц-Биркенау. Аналогичным образом местные гражданские и полицейские власти тесно сотрудничали с немцами в Бельгии и Нидерландах при проведении облав и депортации евреев, проживающих в этих странах.

И на оккупированных немцами территориях, и на территории европейских союзников Германии из стран Оси местные пропагандисты сотрудничали с немецкими оккупационными властями или со своим правительством, пытаясь узаконить экспансию путем агрессии странами Оси и инициированную ими расовую и переселенческую политику, предусматривающую в частности уничтожение европейских евреев и массовое уничтожение других групп населения, преследуемых нацистской Германией и ее союзниками из стран Оси. Подобная пропаганда содействовала устранению местных запретов относительно участия в массовой экспроприации, депортации и убийстве. Страны Оси, в частности Германия и Италия, также привлекали иностранных пропагандистов и коллаборационистов, которые были гражданами или жителями Союзнических стран или территорий в Африке и Азии, находящихся под их контролем, к узакониванию посредством радиовыступлений насилия по отношению к евреям Европы и других стран, а также против Союзных государств, ведущих борьбу с нацистской Германией.

Германские власти нуждались в содействии стран Оси и местных коллаборационистов в оккупированных ими регионах для реализации «Окончательного решения еврейского вопроса». Правительства, полицейские и военные власти стран Оси помогали проводить облавы и депортировать евреев в лагеря смерти, активно участвовали в убийстве евреев и в некоторых случаях совершали зверства против своих соотечественников-евреев в пределах своих государственных границ. На оккупированных ими территориях (в особенности на Востоке) немцы полагались на помощь местных пособников (гражданских, военных и полицейских) в осуществлении уничтожения еврейского населения.

И правительственные власти стран Оси, и местные пособники в регионах, оккупированных немцами, играли роль инструмента в осуществлении политики экспроприации, депортации для принудительных работ и массового уничтожения нееврейского населения, особенно в оккупированной немцами Польше, на оккупированной немцами территории Советского Союза и в Сербии.

Дополнительная литература

Куртис Михаэль. Приговор режиму Виши: Власть и предубеждение в режиме вишистской Франции. Нью-Йорк: Аркаде Паблишинг, 2002 г.

Дэвис, Питер. Опасные связи: Сотрудничество с нацистами и Вторая мировая война. Харлоу: Пирсон Эдьюкэйшн, 2004 г.

Даль, Ханс Фредрик. Квислинг: Исследование предательства. Кембридж, Соединенное Королевство: Кэмбридж Юниверсити Пресс, 1999 г.

Деак, Иштван, Ян Т. Гросс и Тони Джадт. Политика возмездия в Европе: Вторая мировая война и ее последствия. Принстон, Нью-Джерси: Принстон Юниверсити Пресс, 2000 г.

Гаунт, Дэвид, Пол А. Ливайн и Лаура Палосуо, редакторы. Сотрудничество с нацистами и сопротивление во время Холокоста: Беларусь, Эстония, Латвия, Литва. Берн: Питер Ланг, 2004 г.

Томасевич, Йозо. Война и революция в Югославии в 1941-1945 гг.: Оккупация и сотрудничество с нацистами. Стэнфорд: Стэнфорд Юниверсити Пресс, 2001 г.

Thank you for supporting our work

We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia. View the list of all donors.

Glossary