Кризис германского правительства

С 1919 по 1932 год Германией управлял ряд коалиционных правительств; этот период истории Германии называется Веймарской республикой. В течение этого периода ни одна из политических партий не могла получить большинство мест в парламенте. Разногласия по поводу экономической политики и нарастающая политическая конфронтация между партиями правой и левой ориентации препятствовали созданию работоспособной коалиции. Вместо этого после июня 1930 года сменявшие друг друга канцлеры отказались от поисков работоспособного парламентского большинства. Манипулируя нормами чрезвычайного права, которые были предусмотрены в конституции Германии (статья 48) германскими политиками в целях сохранения демократии в неспокойные времена, они правили путем издания президентских указов без согласия парламента. Такая структура управления стабилизировала экономику и парламентскую систему и позволила на время усмирить уличные волнения.

Нацистский миф

В этот период нестабильности нацистская партия, которая ранее была почти неизвестной, смогла занять видное место в государстве. Нацистская партия смогла заручиться намного возросшей поддержкой общественности, рекламируя себя как движение протеста против коррупции и неэффективности Веймарской «системы». Нацисты называли Веймарскую республику болотом нестабильности и бездействия, возникшим в результате унижения и отчаяния после поражения в Первой мировой войне в соответствии с карательными условиями послевоенного Версальского договора. Нацистские пропагандисты изображали свою партию как единственное в Германии всеобъемлющее движение, выступающее от имени всех немцев (кроме евреев), независимо от их классовой, религиозной или региональной принадлежности. Все прочие политические партии с точки зрения нацистов представляли собой группы влияния, преданные только своим узким интересам. Нацистские пропагандисты также апеллировали к желанию общественности обеспечить порядок после периода бурных гражданских волнений. Обещая объединить Германию, вернуть на работу шесть миллионов безработных и восстановить «традиционные германские ценности», Гитлер заручился широкой поддержкой народа.

Привлекательность участия в массовом движении

Краеугольным камнем нацистской идеологии и пропаганды являлось создание «народного сообщества» (Volksgemeinschaft), расового союза всех «арийских» жителей Германии, преодолевающего классовые, религиозные и региональные различия. Политическим конфликтам и социальным раздором, характерным для парламентской демократии в предшествующий Веймарский период, не было места в новом национал-социалистическом обществе. В отличие от принципов защиты прав личности, предусмотренных конституцией предшествующего Веймарского периода, нацистские пропагандисты утверждали, что общее благополучие народного сообщества важнее, чем интересы отдельных личностей. Все «расово чистые» немцы (называвшиеся «соотечественниками» (Volksgenossen) были обязаны помогать бедным людям и жертвовать время, заработки и даже саму жизнь на общее благо. В теории, ни низкое происхождение, ни скромные экономические возможности не должны были служить препятствиями для продвижения в социальной, военной или политической сфере. Нацистская пропаганда играла ключевую роль в распространении мифа о «народном сообществе» среди немцев, стремившихся к единству, национальной гордости и величию страны и к отказу от жесткого классового расслоения общества, имевшего место в прошлом. Таким способом пропагандистская машина готовила немецкий народ к будущему, изображаемому нацистской идеологией.

Подготовка населения к войне

Пропагандисты военного времени часто пытаются оправдать использование военной силы, изображая это морально обоснованным и необходимым. Летом 1939 года, когда Гитлер заканчивал составление своих планов нападения на Польшу, настроение общественности в Германии было напряженным и полным опасений. На улицах не собирались толпы людей, призывающих к войне. как это происходило перед началом первой мировой войны в 1914 году. Люди сохраняли память о той войне и гибели двух миллионов немецких солдат. Нацистской пропагандистской машине было поручено обеспечить народную поддержку для новой войны.

В ходе Второй мировой войны нацистские пропагандисты представляли милитаристскую агрессию, направленную на территориальные завоевания, как акты этнической самообороны, необходимой для выживания «арийской цивилизации». Они изображали Германию как жертву или будущую жертву иностранных агрессоров, как миролюбивую нацию, вынужденную взяться за оружие для сохранения безопасности германского народа или для защиты Европы от коммунизма.

Несмотря на продвижение британских и американских войск на западе и советское наступление на востоке, начавшееся в конце лета 1944 года, нацистское руководство отказывалось капитулировать и принуждало население к борьбе в самоубийственной попытке предотвратить неизбежный крах. Нацистские пропагандисты твердили об угрозе уничтожения немецкой жизни и культуры от рук «еврейского большевизма», если союзники выиграют войну. Они нереалистично гарантировали победу благодаря некоему чудо-оружию или просто силе воли фюрера и германского народа. Оказавшись перед лицом поражения, гитлеровский режим ответил на это ужесточением террора и усилением пропаганды, направленной на разжигание фанатизма.