ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

«Цель Нюрнбергского процесса состояла не только в том, или даже главным образом не в том, чтобы предъявить обвинения лидерам нацистской Германии… Гораздо большее значение, как мне казалось с самого начала, имел сбор документальных свидетельств деяний гитлеровского режима, которые бы выдержали проверку временем».
— Роберт Стори, руководитель американской группы обвинения

Цели Международного военного трибунала (МВТ) не ограничились лишь оглашением вердикта и назначением наказания. К его чрезвычайно важным заслугам относится целенаправленный сбор документов публичного характера, свидетельствовавших об ужасных преступлениях, включая Холокост, совершенных немцами и их союзниками во время Второй мировой войны. Американский главный обвинитель Роберт Джексон был обеспокоен тем, что «если документы не будут собраны… то будущие поколения не поверят, насколько ужасной была правда».

Для того чтобы избежать обвинений в опоре исключительно на личные свидетельства очевидцев, которые последующие поколения могли счесть необъективными, обвинители решили построить свои дела главным образом на тысячах документов, написанных самими немцами. Все эти документы были переведены на четыре официальных языка суда, проанализированы, чтобы определить их важность, а затем размножены для предоставления адвокатам защиты и другим участникам процесса. Обвинение представило и другие доказательства в виде материальных свидетельств, чертежей и фотографий, сделанных нацистскими фотографами в концентрационных лагерях.

Девятнадцать следственных групп провели тщательный поиск немецких документов, опросили свидетелей и посетили места совершения зверств для построения дела в суде.

Показания свидетелей на Нюрнбергских процессах легли в основу тех фактов, которые нам известны о Холокосте, включая детальное описание машины смерти Освенцима, зверства, совершенные айнзатцгруппами (оперативными карательными отрядами), уничтожение Варшавского гетто и первоначальную статистическую шестимиллионную оценку числа убитых евреев.