Геноцид европейских цыган 1939–1945 гг. - Фотографии

Среди групп, преследуемых нацистским режимом и союзниками из стран оси по так называемым расовым мотивам, были также и цыгане.

Заручаясь поддержкой множества немцев, не являющихся нацистами, но имеющих социальные предрассудки в отношении цыган, нацисты считали цыган «низшей расой». Судьба цыган в некоторой степени похожа на судьбу евреев. При нацистском режиме германские власти произвольно сажали цыган в тюрьмы, приговаривали к принудительному труду и массово уничтожали. Германские власти убили десятки тысяч цыган на оккупированных территориях Советского Союза и Сербии, а также уничтожили тысячи цыган в лагерях смерти Аушвиц-Биркенау, Хелмно, Белжец, Собибор и Треблинка. Эсэсовцы и полицейские отправляли цыган в концентрационные лагеря Берген-Бельзен, Заксенхаузен, Бухенвальд, Дахау, Маутхаузен и Равенсбрюк. И в так называемом Великом германском рейхе, и в так называемом Генерал-губернаторстве, германские гражданские власти управляли несколькими лагерями принудительного труда, в которые они отправляли цыган.

21 сентября 1939 года в Берлине прошла встреча начальника Главного управления имперской безопасности Райнхарда Гейдриха с представителями Полиции безопасности (Зипо) и Службы безопасности (СД). После победы Германии, гарантированной вторжением в Польшу, он намеревался депортировать 30 000 немецких и австрийских цыган из Великого германского рейха в Генерал-губернаторство (эта часть оккупированной немцами Польши не была аннексирована непосредственно Германией). Генерал-губернатор Ганс Франк, главный представитель гражданских оккупационных властей в Генерал-губернаторстве, расстроил этот план, отказавшись принять большое количество цыган и евреев в Генерал-губернаторство весной 1940 года.

Германские власти все-таки депортировали некоторое количество цыган из Великого германского рейха в оккупированную Польшу в 1940–1941 гг. В мае 1940 года эсэсовцы и полицейские депортировали приблизительно 2500 цыган (из групп рома и синти), в основном жителей Гамбурга и Бремена, в Люблинский округ Генерал-губернаторства. Эсэсовские и полицейские власти отправляли их в лагеря принудительного труда. Условия, в которых им приходилось жить и работать, оказались для многих из них смертельными. Судьба выживших неизвестна. Вероятно, эсэсовцы убивали тех, кто оставался жив, в газовых камерах лагерей Белжец, Собибор и Треблинка. Осенью 1941 года германские полицейские власти депортировали из Австрии 5007 цыган (синти и лаллери) в гетто для евреев в городе Лодзь, где они жили в изолированном квартале. Приблизительно половина цыган погибла в течение первых месяцев после прибытия из-за отсутствия достаточной еды, топлива, крыши над головой и лекарств. Эсэсовские и полицейские власти депортировали тех, кто выжил в этих ужасных условиях, в лагерь смерти Хелмно в первые месяцы 1942 года. Там, вместе с десятками тысяч евреев из Лодзинского гетто, цыгане умирали в газвагенах из-за отравления угарным газом.

Германские власти намеревались в ближайшем будущем депортировать их из так называемого Великого германского рейха, поэтому заключили всех цыган в так называемые «цыганские лагеря» (Zigeunerlager). После приостановки депортации цыган в 1940 году эти объекты превратились в бараки длительного содержания. Одними из худших таких лагерей были Марцан в Берлине, Лакенбах и лагерь в Зальцбурге (Австрия). Сотни цыган гибли вследствие ужасных условий содержания. Местные немцы неоднократно жаловались на эти лагеря, требуя депортации заключенных в них цыган, чтобы «защитить» общественную мораль, здоровье и безопасность. На основании таких жалоб местная полиция официально обращалась к командующему СС (Reichsführer-SS ) Генриху Гиммлеру, требуя возобновления депортации цыган на восток.

В декабре 1942 года Гиммлер распорядился депортировать всех цыган из так называемого Великого германского рейха. Для некоторых категорий были исключения, включая людей «чистых цыганских кровей», происходящих из древних племен, лиц цыганского происхождения, которые считались членами немецкого общества и поэтому не «вели себя как цыгане», и лиц (и их семей), отличившихся на германской военной службе. По меньшей мере 5000, а, возможно, и 15 000 человек попали под эти исключения, хотя местные власти часто игнорировали названные выше отличительные особенности во время облав. Полицейские власти даже арестовывали и депортировали цыганских солдат, служивших в Германских вооруженных силах (Wehrmacht), во время проведения ими отпусков дома.

Преследования цыган, 1939-1945 год

Как правило, германская полиция депортировала цыган, проживавших в Великом германском рейхе, в Аушвиц-Биркенау, где администрация лагеря размещала их в специальные бараки, называемые «цыганским семейным лагерем». В общей сложности около 23 000 цыган (синти и лаллери) были депортированы в Освенцим. В так называемых цыганских бараках целые семьи жили вместе. Эсэсовские медицинские исследователи, работающие в комплексе Освенцим, такие как капитан СС доктор Йозеф Менгеле, получили разрешение выбирать людей для псевдонаучных медицинских экспериментов из заключенных комплекса концентрационных лагерей Освенцим. Менгеле выбирал в качестве субъектов для экспериментов близнецов и карликов, некоторые из которых были из цыганского семейного лагеря. Приблизительно 3500 взрослых и молодых цыган были заключенными других германских концлагерей. Медицинские исследователи выбирали субъектов для своих экспериментов среди цыган, содержащихся в концентрационных лагерях Равенсбрюк, Нацвейлер-Штрутхоф и Заксенхаузен, и проводили исследования на их территории или в близлежащих научно-исследовательских учреждениях.

Условия в цыганских бараках Аушвиц-Биркенау способствовали распространению инфекционных заболеваний и эпидемий, таких как, тиф, оспа и дизентерия, резко сокращающих население лагеря. В конце марта в газовых камерах эсэсовцами было убито приблизительно 1700 цыган из области Белосток: они прибыли на несколько дней раньше и многие, хотя далеко не все, были больны. В мае 1944 года руководство лагеря приняло решение об уничтожении жителей цыганских бараков. Охранники СС окружили и изолировали бараки. Цыгане отказались выполнить приказ выйти, поскольку были предупреждены и вооружились железными трубами, лопатами и другими инструментами, используемыми для работы.

Руководители СС решили не вступать в непосредственное противостояние с цыганами и поэтому отступили. После отправки в конце весны и начале лета 1944 года примерно 3000 трудоспособных цыган в Аушвиц I и другие концентрационные лагеря в Германии, 2 августа эсэсовцы выдвинулись против оставшихся 2898 узников. Большинство жертв составляли больные, пожилые мужчины и женщины, а также дети. Персонал лагеря убил практически всех в газовых камерах Биркенау. Несколько детей, спрятавшихся во время операции, были схвачены и убиты в последующие дни. По меньшей мере 19 000 из 23 000 цыган, отправленных в Освенцим, умерли там.

В оккупированной немцами Европе участь цыган была различна в разных странах и зависела от местной обстановки. Германские власти, как правило, задерживали цыган и использовали их на принудительных работах в Германии или перевозили в Польшу на принудительную работу или для уничтожения. В отличие от германской политики по отношению к немецким и австрийским евреям, в соответствии с которой лица так называемой смешанной крови освобождались от депортации (но не от принудительного труда), после долгих колебаний и путаницы эсэсовцы и полицейские приняли решение о том, что «чистокровные цыгане» не несут опасности, а «полукровки», независимо от процента «смешанной» крови, представляют угрозу и, следовательно, подлежат депортации.

Германские военные и эсэсовские полицейские части также, вероятно, расстреляли не менее 30 000 цыган в прибалтийских государствах и на оккупированной территории Советского Союза, где айнзатцгруппы и другие оперативные карательные отряды убивали цыган одновременно с евреями и коммунистами. В оккупированной Сербии германские власти расстреливали цыган мужского пола на протяжении 1941 и начала 1942 годов. Затем, в 1942 году в газвагенах были убиты женщины и дети. Общее число убитых в Сербии цыган никогда не будет известно. Показатели варьируются от 1000 до 12 000 человек.

Во Франции вишистские власти ужесточили ограничительные и притесняющие меры против цыган после установления коллаборационистского режима в 1940 году. В 1941 и 1942 годах французской полицией было интернировано по меньшей мере 3000, но, возможно, до 6000 цыган, проживающих как на оккупированных, так и на неоккупированных территориях Франции. Французские власти отправили сравнительно немногих из них в германские лагеря, такие как, Бухенвальд, Дахау и Равенсбрюк.

Нацистская полиция окружила ромские (цыганские) семьи из Вены для депортации в Польшу.

Хотя власти Румынии, одной из союзнических стран оси, не уничтожали систематически цыганское население, проживающее на румынской территории, румынские военные и полицейские власти депортировали в 1941 и 1942 годах около 26 000 цыган, в основном из Буковины и Бессарабии, но также из Молдавии и Бухареста, столицы Приднестровья - части юго-западной Украины, перешедшей под управление Румынии. Тысячи из депортированных погибли от болезней, голода и жестокого обращения.

Власти так называемого Независимого государства Хорватия, еще одного союзника Германии из стран оси, управляемого воинствующей сепаратистской и террористической организацией Усташи, физически уничтожили практически все цыганское население страны, составлявшее приблизительно 25 000 человек. Система концентрационных лагерей Ясеновац, находящаяся под управлением усташской милиции и хорватской политической полиции, унесла жизни 15 000 – 20 000 цыган.

Точное количество убитых во время Холокоста цыган неизвестно. Хотя невозможно определить точные цифры или проценты, по оценке историков, немцы и их союзники уничтожили около 25 процентов всех европейских цыган. Из менее чем одного миллиона цыган, предположительно проживавших в Европе до войны, немцы и их союзники из стран оси убили до 220 000.

После войны дискриминация против цыган продолжалась на территории Центральной и Восточной Европы. Федеративная Республика Германия установила, что все меры, предпринятые против цыган до 1943 года, являлись законными официальными мерами против лиц, совершивших преступные деяния, и не являлись следствием политики, проводимой из-за расовых предрассудков. Это решение фактически закрыло дверь для возвращения тысяч пострадавших цыган, которых арестовывали, насильно стерилизовали и депортировали из Германии при отсутствии конкретных совершенных преступлений. Послевоенная Баварская уголовная полиция конфисковала исследуемые дела нацистского режима, включая списки цыган, проживавших в Великом германском рейхе.

Лишь в конце 1979 года Западногерманский федеральный парламент определил, что нацисты преследовали цыган по расовым мотивам, наделяя правом большинство цыган обратиться за компенсацией за свои страдания и утраты, понесенные во время нацистского режима. К настоящему времени, многих из тех, кто получил такое право, уже нет в живых.