Индоктринация молодежи
Формирование будущего: Индоктринация молодежи
«Эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и часто только там впервые получают глоток свежего воздуха; через четыре года они попадают из Юнгфолька в Гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года . . . А если они все еще не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Службу труда» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев. . . А тем, что все еще останется от классового сознания или сословного статуса . . . займётся вермахт (вооруженные силы Германии).
– Адольф Гитлер (1938)
Начиная с 1920-х годов, нацистская партия рассматривала немецкую молодежь как особо важную аудиторию для пропаганды своих идей. Пропагандисты подчеркивали, что партия является движением молодежи: динамичным, упорным, обращенным в будущее и исполненным надежд. Нацизм привлек на свою сторону сердца миллионов немецких детей в школах и во время внешкольных занятий. В январе 1932 года Гитлерюгенд насчитывал всего 50 тысяч членов, а уже к концу года это число возросло до 2 миллионов. К 1937 году число членов Гитлерюгенда возросло до 5,4 миллионов, а в 1939 году членство в этой организации стало обязательным. Немецкие власти впоследствии запрещали деятельность конкурирующих молодежных организации, или их совсем распущали.
Образование в нацистском государстве
Система образования в Третьем рейхе служила для внушения учащимся доктрин, отражавших мировоззрение национал-социалистов. Нацистские ученые и деятели просвещения прославляли нордические и другие «арийские» расы, в то же время унижая евреев и других «недочеловеков», называя их паразитическими «расами ублюдков», неспособными на создание культуры или цивилизации. После 1933 года нацистский режим провел в системе государственных школ чистку, изгнав оттуда учителей, которые считались евреями или были «политически неблагонадежными». Однако большинство работников системы образования остались на своих должностях и вступили в национал-социалистический союз учителей. К 1936 году в этот союз вступили 97% всех учителей государственных школ (около 300 тысяч человек). Фактически, учителя вступали в нацистскую партию более активно, чем представители любых других профессий.
Преподавание в классах и в Гитлерюгенде было ориентировано на воспитание обладающих расовым сознанием, послушных, самоотверженных немцев, готовых умереть за фюрера и отечество. Преклонение перед Адольфом Гитлером являлось ключевым элементом обучения гитлеровской молодежи. Молодежные организации Германии отмечали его день рождения (20 апреля), ставший государственным праздником, принятием новых членов. Немецкие подростки присягали на верность Гитлеру и клялись служить нации и ее вождю в качестве будущих солдат.
Школы играли важную роль в распространении нацистских идей среди немецкой молодежи. Тогда как цензоры изъяли некоторые книги из школ, немецкие работники просвещения представили новые учебники, учившие детей любви к Гитлеру, повиновению государственной власти, милитаризму, расизму и антисемитизму.
С первых школьных дней немецкие дети впитывали в себя культ Адольфа Гитлера. Его потрет обязательно вывешивался в классных помещениях. В учебниках часто описывалось восхищение, охватывавшее ребенка, который впервые увидел вождя Германии.
Настольные игры и детские игрушки также служили для распространения расистской и политической пропаганды среди германской молодежи. Игрушки также применялись в качестве пропагандистского инструмента для внушения детям доктрин милитаризма.
Молодежные организации
Гитлерюгенд и Союз немецких девушек служили для нацистов основными инструментами для формирования убеждений, мышления и деятельности немецкой молодежи. Молодежные лидеры использовали тщательно контролируемые групповые занятия и организованные пропагандистские мероприятия, такие как массовые шествия, наполненные ритуалами и зрелищами, чтобы создать иллюзию единого национального сообщества, преодолевшего классовую и религиозную рознь, характерную для Германии до 1933 года.
Первоначальной целью Гитлерюгенда, созданного в 1926 году, являлась подготовка мальчиков для вступления в штурмовые отряды (СА), полувоенную организацию нацистской партии. Однако после 1933 года молодежные лидеры уже хотели приобщить мальчиков к нацистскому национальному сообществу и подготовить их к солдатской службе в вооруженных силах или (позднее) в СС.
В 1936 году членство в нацистских молодежных организациях стало обязательным для всех мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 17 лет. На собраниях после занятий и в воскресных турпоходах, проводившихся под эгидой Гитлерюгенда и Союза немецких девушек, детей готовили стать верными сторонниками нацистской партии и будущими лидерами национал-социалистического государства. К сентябрю 1939 года свыше 765 тысяч молодых людей служили на руководящих должностях в нацистских молодежных организациях, что помогало им подготовиться принять на себя аналогичные роли в вооруженных силах и германской оккупационной администрации.
Гитлерюгенд объединял спорт и мероприятия на природе с идеологической подготовкой. Аналогичным образом, Союз немецких девушек уделял особое внимание коллективным видам спорта, таким как ритмическая гимнастика, которая по мнению немецких органов здравоохранения являлась менее тяжелой для женского организма и лучше готовила их к материнству. Публичная демонстрация этих ценностей побуждала юношей и девушек отказываться от своей индивидуальности в пользу целей арийского коллективизма.
Военная служба
Мальчики, достигшие 18-летнего возраста, немедленно призывались в вооруженные силы или в Имперскую службу труда, к чему их готовили в Гитлерюгенде. Пропагандистские материалы призывали ко все более фанатичной преданности нацистской идеологии даже тогда, когда немецкая военная машина уже терпела одно поражение за другим.
Осенью 1944 года, когда армии союзников пересекли границы Германии, нацистский режим призвал на защиту Рейха немецких детей в возрасте до 16 лет наряду со стариками старше 60 лет, формируя из них отряды «Фольксштурма» (народного штурма).
Даже после безоговорочной капитуляции немецких вооруженных сил в мае 1945 года некоторые немецкие мальчики продолжали сражаться в партизанских отрядах, называвшихся «Вервольфами» (волколаками). В следующем году оккупационные власти союзников потребовали, чтобы немецкая молодежь прошла процесс «денацификации» и обучения принципам демократии, чтобы противодействовать эффекту двенадцатилетней нацистской пропаганды.