В Европе антисемитизм, национализм, ксенофобия, антикоммунизм и оппортунизм привели многих граждан оккупированных Германией стран к сотрудничеству с нацистским режимом в деле уничтожения европейских евреев и другой расистской политики нацистов. Такое сотрудничество было важнейшим элементом приведения в исполнение плана под названием «Окончательное решение еврейского вопроса» и массового уничтожения других групп, преследуемых нацистским режимом. Коллаборационисты совершили некоторые из самых тяжких преступлений эры Холокоста.

Европейские союзники Германии из стран Оси сотрудничали с нацистским режимом, пропагандируя и вводя в силу законы против евреев и, в некоторых случаях, депортируя граждан и/или жителей еврейского происхождения в немецкие тюрьмы перед их отправкой в лагеря смерти или трудовые лагеря. В некоторых странах Оси полувоенные фашистские организации терроризировали, грабили и убивали местных евреев, как по указанию немцев, так и по своей собственной инициативе. «Глинкова гвардия» в Словакии, «Железная гвардия» в Румынии, «Усташи» в Хорватии и «Скрещенные стрелы» в Венгрии несут ответственность за гибель тысяч евреев в своих странах. В этих и других странах военнослужащие, полиция и жандармерия играли ключевую роль в экспроприации, концентрации и депортации еврейских жителей. В Венгрии, Словакии, Хорватии, Болгарии и в вишистской Франции полицейские, военные и жандармы играли важнейшую роль в осуществлении инициированной немцами политики депортации евреев с территорий, находившихся под их влиянием или контролем, в лагеря смерти на Востоке.

Усташское правительство Хорватии построило собственные концентрационные лагеря. К концу 1942 года хорватские власти убили более двух третей хорватских евреев (приблизительно 25 000 человек), многие из которых погибли в лагерном комплексе Ясеновац. Хорватская полиция и усташская милиция также убила от 320 000 до 340 000 этнических сербов, некоторых в комплексе Ясеновац, но большинство в деревнях, в которых они проживали. Словацкие власти совместно с немцами депортировали около 80% еврейского населения Словакии в течение 1942 года.

Несмотря на многостороннее сотрудничество с Германией, включая пропаганду антисемитских законов, ни Италия, ни Венгрия не депортировали евреев до момента непосредственной оккупации этих стран Германией. Болгария охотно сотрудничала с немцами в депортации евреев с территорий, которые болгары захватили в результате расчленения Югославии странами Оси и оккупации Греции. Болгарские власти, отвечая на народное несогласие и даже возражения в правящей партии правительства страны, соответственно отказались депортировать евреев из Болгарии. Однако, они лишали многих членов еврейской общины права на имущество и привлекали евреев-мужчин к принудительному труду с 1943 по 1944 год. Румынские жандармы и военные подразделения непосредственно убивали и депортировали румынских и украинских евреев во вновь аннексированных провинциях Буковины и Бессарабии, а также в управляемом румынами Приднестровье в Украине. Тем не менее, румынское правительство отказалось депортировать евреев из основных провинций Румынии (Молдавия, Валахия, южная Трансильвания и Банат).

Многие люди в оккупированных Германией странах и регионах сотрудничали с немецкими оккупационными властями. Эстонские, латышские, литовские, украинские и этнические немецкие коллаборационисты играли значительную роль в уничтожении евреев на территории Восточной и Юго-Восточной Европы. Многие из них служили охранниками по периметру лагерей смерти и участвовали в убийствах сотен тысяч евреев в газовых камерах. Другие, в частности этнические немцы из Юго-Восточной Европы, служили в системе нацистских концентрационных лагерей, особенно после 1942 года.

Литовцы, латыши, эстонцы, белорусы и украинцы самостоятельно организовывали отряды, в которых немецкие подразделения СС и полиции проводили чистку и реорганизацию. С самого начала члены «партизанских» или «самооборонных» отрядов убили сотни евреев, а также реальных и предполагаемых коммунистов. Реорганизованные немцами такие отряды превращались в беспощадные и надежные вспомогательные полицейские силы, принимающие вместе с немецкими властями - гражданской, военной и эсэсовской полицией - участие в массовых убийствах сотен тысяч евреев и миллионов людей других национальностей на оккупированной территории Советского Союза. Во время оккупации немцы продолжали набирать пособников для своих полицейских сил, воинских частей и гражданской администрации из числа жителей Советского Союза.

Правительство вишистской Франции сотрудничало с Германией, приняв Statut des Juifs («Декрет о евреях»), определяющий евреев как отдельную расу и ограничивающий их права. Вишистские власти также активно сотрудничали и даже проявляли инициативу, организовывая в южной Франции лагеря для интернированных лиц, арестовывая евреев-иностранцев и французских евреев и содействуя депортации евреев (преимущественно евреев-иностранцев, проживающих во Франции) в лагеря смерти, находившиеся на территории оккупированной Германией Польши. Вишистское правительство также передало немцам испанских и международных бойцов, защищая Испанскую республику от мятежников Франко. После победы Франко и установления в 1939 году консервативного, авторитарного режима эти так называемые испанские республиканцы или «красные испанцы» искали убежища во Франции от постоянных преследований и возможной смерти, грозящей им в том случае, если они останутся в Испании. После того, как вишистские французы передали несколько тысяч беженцев Германии, немцы отправили их в концентрационные лагеря, где тысячи из них погибли.

После вторжения Германии в Норвегию в апреле 1940 года норвежский фашист Видкун Квислинг провозгласил себя премьер-министром. Немцы быстро разочаровались в нем и организовали свою собственную администрацию, но периодически использовали Квислинга в качестве номинального лидера, поэтому имя Квислинга вошло в словарь английского языка как термин, обозначающий предателя своей страны, сотрудничающего с оккупировавшим врагом. Норвежская полиция и военизированные организации содействовали подразделениям СС и немецким полицейским подразделениям в депортации евреев в Аушвиц-Биркенау. Аналогичным образом местные гражданские и полицейские власти тесно сотрудничали с немцами в Бельгии и Нидерландах при проведении облав и депортации евреев, проживающих в этих странах.

И на оккупированных немцами территориях, и на территории европейских союзников Германии из стран Оси местные пропагандисты сотрудничали с немецкими оккупационными властями или со своим правительством, пытаясь узаконить экспансию путем агрессии странами Оси и инициированную ими расовую и переселенческую политику, предусматривающую в частности уничтожение европейских евреев и массовое уничтожение других групп населения, преследуемых нацистской Германией и ее союзниками из стран Оси. Подобная пропаганда содействовала устранению местных запретов относительно участия в массовой экспроприации, депортации и убийстве. Страны Оси, в частности Германия и Италия, также привлекали иностранных пропагандистов и коллаборационистов, которые были гражданами или жителями Союзнических стран или территорий в Африке и Азии, находящихся под их контролем, к узакониванию посредством радиовыступлений насилия по отношению к евреям Европы и других стран, а также против Союзных государств, ведущих борьбу с нацистской Германией.

Германские власти нуждались в содействии стран Оси и местных коллаборационистов в оккупированных ими регионах для реализации «Окончательного решения еврейского вопроса». Правительства, полицейские и военные власти стран Оси помогали проводить облавы и депортировать евреев в лагеря смерти, активно участвовали в убийстве евреев и в некоторых случаях совершали зверства против своих соотечественников-евреев в пределах своих государственных границ. На оккупированных ими территориях (в особенности на Востоке) немцы полагались на помощь местных пособников (гражданских, военных и полицейских) в осуществлении уничтожения еврейского населения.

И правительственные власти стран Оси, и местные пособники в регионах, оккупированных немцами, играли роль инструмента в осуществлении политики экспроприации, депортации для принудительных работ и массового уничтожения нееврейского населения, особенно в оккупированной немцами Польше, на оккупированной немцами территории Советского Союза и в Сербии.

Дополнительная литература

Куртис Михаэль. Приговор режиму Виши: Власть и предубеждение в режиме вишистской Франции. Нью-Йорк: Аркаде Паблишинг, 2002 г.

Дэвис, Питер. Опасные связи: Сотрудничество с нацистами и Вторая мировая война. Харлоу: Пирсон Эдьюкэйшн, 2004 г.

Даль, Ханс Фредрик. Квислинг: Исследование предательства. Кембридж, Соединенное Королевство: Кэмбридж Юниверсити Пресс, 1999 г.

Деак, Иштван, Ян Т. Гросс и Тони Джадт. Политика возмездия в Европе: Вторая мировая война и ее последствия. Принстон, Нью-Джерси: Принстон Юниверсити Пресс, 2000 г.

Гаунт, Дэвид, Пол А. Ливайн и Лаура Палосуо, редакторы. Сотрудничество с нацистами и сопротивление во время Холокоста: Беларусь, Эстония, Латвия, Литва. Берн: Питер Ланг, 2004 г.

Томасевич, Йозо. Война и революция в Югославии в 1941-1945 гг.: Оккупация и сотрудничество с нацистами. Стэнфорд: Стэнфорд Юниверсити Пресс, 2001 г.