Введение

Нацисты не подвергали лесбиянок систематическим преследованиям и подавлению на основании исключительно их однополых наклонностей (для которых в то время было принято определение «гомосексуализм»). В Третьем рейхе не существовало официальной политики либо законов, запрещающих сексуальные отношения между женщинами. Ситуация с гомосексуальными мужчинами была иной.  

Мужчины, подозреваемые в гомосексуализме, подвергались преследованию по статье 175 уголовного кодекса Германии до прихода нацистов к власти, в Третьем рейхе и после его падения. Статья криминализировала сексуальные отношения между мужчинами. На сексуальные отношения между женщинами она не распространялась. Несмотря на это, с 1933 года нацистский режим преследовал участниц лесбийских сообществ и уничтожал их организации, появившиеся во времена Веймарской республики. Это вынуждало многих лесбиянок жить в атмосфере страха и ограничений.

В связи с отсутствием специальной политики и законов, регулирующих сексуальные отношения между женщинами, опыт лесбиянок в нацистской Германии был очень разным. Этот опыт определялся не только их сексуальностью. На жизнь лесбиянок при нацистах гораздо сильнее влияли другие характеристики. Среди них были «расовая» принадлежность, политические взгляды, социальное положение и соответствие гендерным нормам. В зависимости от этих и других характеристик некоторые лесбиянки (в особенности представительницы рабочего класса) подвергались аресту или отправке в концлагеря. В таких случаях их определяли как политических заключенных или асоциальных лиц. Лесбиянки-еврейки становились жертвами преследований и массовых убийств из-за своего еврейского происхождения. В большинстве случаев их сексуальность не была определяющей характеристикой. Количество лесбиянок-евреек, убитых нацистами и их пособниками во время Второй мировой войны, неизвестно. 

До прихода нацистов к власти: лесбиянки в Веймарской республике

Немецкое общество периода Веймарской республики испытывало сложные социальные, политические и культурные трансформации. С одной стороны, определяющими характеристиками Веймарской республики были политическая нестабильность и беспорядки. Также это было время экономического кризиса. С другой стороны, немцы пользовались более значительными политическими и социальными свободами. В этой атмосфере развивались новые направления в искусстве, средства массовой информации, альтернативные культурные явления. 

Граждане Веймарской республики открыто подвергали сомнению гендерные и сексуальные нормы. Это было особенно заметно в крупных городах, таких как Берлин, Гамбург и Франкфурт-на-Майне. 

Лесбийские структуры и сообщества Веймарской республики 

В этот период начали появляться районные лесбийские сообщества. Лесбиянки создавали клубы и организации с целью поиска себе подобных. Самыми знаменитыми заведениями для лесбиянок были дамские клубы «Виолетта» и «Монбижу» (Damenklub Violetta и Damenklub Monbijou) в Берлине. Участницы объединений лесбиянок посещали неформальные собрания в лесбийских барах и ночных клубах, таких как танцевальный клуб Monokel-Diele. Также лесбиянки собирались в известном ночном клубе «Эльдорадо». 

В середине 1920-х годов начали выходить газеты для лесбиянок с рекламой мест встреч. Росту лесбийских организаций способствовали журналы для лесбиянок. В их числе были Frauenliebe Любовь женщин») и Die FreundinПодруга»). В больших городах читательницы могли приобрести эти издания в газетных киосках. Также на них можно было подписаться по почте в любом уголке Германии. Все чаще появлялись и другие лесбийские издания, в том числе романы. 

Отношение немцев к гомосексуальности  

Публичные обсуждения сексуальности велись в Германии с конца XIX века. Общественная обстановка в Веймарской республике создала еще больше предпосылок для таких обсуждений. Это были в том числе дебаты о гомосексуальности, которую в то время было принято определять как «гомосексуализм».1 Врач и сексолог Магнус Хиршфельд и другие деятели организовали «лиги дружбы» геев и лесбиянок (Freundschaftsverbände), членами которых могли стать и гетеросексуалы. Эти группы высказывались в пользу декриминализации сексуальных отношений между мужчинами. Им удалось найти союзников среди левых и центристских политических партий. Инициативу поддерживали:

  • крупная умеренно левая Социал-демократическая партия (Sozialdemokratische Partei); 
  • более радикальная Коммунистическая партия (Kommunistische Partei Deutschlands); 
  • пацифистская «Немецкая лига за права человека» (Deutsche Liga für Menschenrechte);
  • центристская Немецкая демократическая партия (Deutsche Demokratische Partei).

Также Хиршфельд и его сподвижники занимались просвещением в области сексуальности. Например, они продвигали идеи Хиршфельда о том, что гомосексуальность является врожденной склонностью, а не пороком или извращением. 

Отношение многих немцев к открытым обсуждениям секса и сексуальности было отрицательным. Они считали такие обсуждения нездоровыми, попустительскими и аморальными. Многих граждан беспокоил рост внимания к сексу в рекламе, фильмах и других аспектах повседневной жизни. Для этих немцев существование сообществ геев и лесбиянок было признаком деградации общества в Германии. 

Разные правые и центристские политические объединения, а также массовые религиозные организации стремились противостоять этому явлению в культурной жизни Веймарской республики, продвигая собственное видение немецкой культуры. Они делали акцент на классической музыке и литературе, религии и семейных традициях. В некоторых случаях члены этих объединений обвиняли представителей других групп в разложении немецкой культуры. Обвинения неслись в адрес евреев, коммунистов и американцев. 

Отношение нацистов к гомосексуальности

Еще до своего прихода к власти многие нацисты были недовольны заметностью сообществ геев и лесбиянок. Они осуждали гомосексуальность как угрозу немецкому народу. Нацистская партия заявила официальный протест против любых попыток декриминализировать сексуальные контакты между мужчинами. Ее члены утверждали, что гомосексуальность — это разрушительный порок. В 1927 году Вильгельм Фрик, депутат Рейхстага от нацистской партии, заявил, что «мужчин, вступающих в противоестественные сексуальные отношения с другими мужчинами, следует преследовать максимально жестко. Подобные пороки могут привести к уничтожению германской нации».  

Преследование нацистами гомосексуалов

30 января 1933 года Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Вскоре после этого сообщества геев и лесбиянок Германии начали подвергаться давлению со стороны нового режима. В 1930-х годах положение мужчин-гомосексуалов серьезно ухудшилось. Они столкнулись с жестокими преследованиями. 

Пара танцует в «Эльдорадо», популярном среди членов гомосексуальной общины Берлина ночном клубе.

Закрытие мест встреч лесбиянок и геев 

С 1933 года нацисты приступили к террору в отношении сообществ геев и лесбиянок, а также отдельных их членов путем закрытия мест их сбора и налетов на популярные у гомосексуалов заведения. Поначалу действия нацистов не были систематическими. Все зависело от приоритетов местных властей и глав полиции. К примеру, весной 1933 года нацисты приказали прусским полицейским закрыть ряд баров. В их числе были «Эльдорадо» в Берлине и «Спящая красавица» в Кельне. Однако некоторые известные бары для геев и лесбиянок в таких городах, как Берлин и Гамбург, работали до середины 1930-х годов. Нелегальные места встреч оставались открытыми и позднее. Тем не менее, они тоже попадали под наблюдение полицейских. В рамках нацистской кампании по ограничению свободы прессы власти также закрывали газеты и журналы геев и лесбиянок. 

Уничтожая места сбора геев и лесбиянок и их органы печати, режим добился исчезновения сообществ лесбиянок, появившихся при Веймарской республике. 

Усиление преследования мужчин, обвиняемых в гомосексуализме 

В 1930-х годах преследование нацистами мужчин-гомосексуалов стало более систематическим. В 1935 году нацисты изменили текст статьи 175. Теперь она криминализировала любые интимные контакты между мужчинами. Также были ужесточены наказания за эти преступления. Обвинителям было предписано требовать более жестких приговоров в суде. Судьи обычно соглашались. 

В конце концов рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер возглавил кампанию по искоренению мужской гомосексуальности, которую он называл «бичом общества». В 1936 году Гиммлер создал Центральное имперское бюро по борьбе с гомосексуализмом и абортами (Reichszentrale zur Bekämpfung der Homosexualität und der Abtreibung). Это учреждение входило в структуру крипо (уголовной полиции) и работало в тесном взаимодействии с гестапо. Одной из главных задач его сотрудников был поиск мужчин, подозреваемых в гомосексуальных наклонностях. Лесбиянками полицейские интересовались гораздо меньше. И все же периодически они задерживали и допрашивали лесбиянок.

Лесбиянки и нацистская репродуктивная политика 

Сексуальные отношения между женщинами при нацистах не были криминализированы.2 В рамках кампании по искоренению гомосексуализма такая возможность рассматривалась. Однако нацисты отказались от этого решения, так как их отношение к лесбиянкам было иным, нежели к геям. Каковы были причины этого? 

При нацистах лесбиянки рассматривались в первую очередь как женщины. 

На немецких женщин возлагалась особая задача: материнство. По логике нацистов, лесбиянки были женщинами, а значит, могли стать и матерями. Они были обязаны рожать расово чистых германцев-«арийцев». 

Чтобы побудить арийцев к воспроизводству, нацисты разработали ряд программ и законов. В качестве примера можно назвать программу «Лебенсборн». Она поощряла арийских женщин заводить как можно больше детей, даже вне брака. В то же время нацисты стремились запретить или ограничить деторождение у представителей групп, считавшихся низшими. В июле 1933 года был принят закон, предусматривавший стерилизацию людей с возможными наследственными расстройствами. Другие законы, такие как Нюрнбергские законы 1935 года, регулировали сексуальные отношения. 

Нацисты особо не выделяли лесбиянок как представляющих проблему для воспроизводства арийцев и не проводили никаких специальных политик. Это было обусловлено тем, что они руководствовались широко распространенными представлениями об отличиях женской и мужской сексуальности. По их мнению, лесбиянок-ариек можно было принудить к деторождению убеждением или силой. 

Отношение лесбиянок к нацистскому режиму 

При нацистах лесбиянки больше не могли жить и общаться так же, как во времена Веймарской республики. Большинство немцев считало лесбиянок маргиналками, то есть людьми, не вписывающимися в общепринятые представления. Из-за этого они сталкивались с более высоким риском стать жертвой доноса и объектами внимания режима. 

Лесбиянки по-разному реагировали на сложившиеся обстоятельства и новые опасности. Не все из них принимали одинаковые решения. И не все совершали одинаковый выбор. Например, у лесбиянок-ариек было гораздо больше возможностей, чем у лесбиянок, которых преследовали в первую очередь по причине еврейского или ромского происхождения. 

Лесбиянки-арийки, особенно материально обеспеченные, могли попытаться скрыть свою ориентацию и вписаться в общество. Некоторые разрывали контакты с прежними компаниями и друзьями либо предпочитали исчезнуть из публичной сферы. Решением мог стать переезд в другой город или сельскую местность. Некоторые лесбиянки вступали в браки по расчету.  

Были и немки-лесбиянки, с риском для себя выбиравшие путь противостояния нацистскому государству по личным или политическим причинам. Иногда лесбиянки продолжали посещать нелегальные места встреч, особенно в крупных городах. Некоторые вступали в подпольные группы сопротивления нацистам или помогали укрывать евреев. 

Аресты и заключение лесбиянок в концентрационные лагеря

Как видно из архивных источников, некоторые лесбиянки были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. По каким причинам они были арестованы, особенно с учетом того, что сексуальные отношения между женщинами в Третьем рейхе не были криминализированы? 

Короткий ответ: лесбиянки подвергались арестам за принадлежность к другим группам, в числе которых: 

  • евреи; 
  • рома;
  • асоциальные личности; 
  • политические заключенные; 
  • профессиональные преступники. 

В досье заключенных-лесбиянок лагерные чиновники обычно на первом месте указывали расовые, политические, социальные или уголовные причины их задержания. В редких случаях они также упоминали сексуальность заключенных. 

Сложно определить, насколько сексуальная ориентация лесбиянок способствовала их задержанию. Иногда аресты были никак или почти никак не связаны с ориентацией. Однако в некоторых случаях сексуальность могла сыграть определенную роль. В особенности это касалось арестов по доносам. Жертвами доносов часто становились люди, считавшиеся в обществе маргиналами.

Доносы на лесбиянок

В немецком обществе сексуальные отношения между женщинами были табуированы. Неодобрение соседей, членов семьи и друзей периодически становилось поводом для доноса в полицию. Возможно, доносчики не знали, что сексуальные отношения между женщинами не были незаконными. В некоторых случаях из-за отсутствия юридического основания полицейские отклоняли жалобы. 

Однако из-за доноса лесбиянки могли подвергнуться непрошеной проверке. Иногда по доносам полицейские раскрывали преступления. Например, им удавалось уличить женщин в связях с организациями сопротивления, дружбе с евреями или подрывной политической деятельности. Таких женщин арестовывали и отправляли в концентрационные лагеря

Дело Элли Смулы и Маргарет Розенберг

Как показывает пример Элли Смулы и Маргарет Розенберг, нацисты иногда арестовывали женщин, подозреваемых в однополых отношениях, под другими предлогами. В 1940 году члены гестапо задержали и допросили Смулу и Розенберг. Они сделали это на основании доносов от коллег женщин. По словам коллег, две женщины вступали в сексуальные отношения с другими женщинами. По утверждению членов гестапо, такое поведение мешало работе женщин на остановке трамвая в Берлине. Смулу и Розенберг обвинили в саботаже. Их депортировали в концентрационный лагерь Равенсбрюк. Там обеих зарегистрировали как политических заключенных. Однако в лагерной документации они были записаны как «лесбиянки». 

Лесбиянки и розовый треугольник

Нацисты делили заключенных концлагерей на группы в зависимости от причины заключения. К 1938 году для идентификации представителей этих групп была введена система цветных нашивок на лагерной форме. Мужчины, находившиеся в заключении за предполагаемые нарушения статьи 175, должны были носить розовые треугольники. В рамках тюремной системы классификации это был знак «гомосексуалиста» (homosexuell). 

В лагерях женщины, которые идентифицировали себя или были идентифицированы как лесбиянки, не носили розовый треугольник. Вместо этого они носили нашивки, соответствовавшие официальной причине их ареста и заключения. 

Сексуальные отношения между женщинами в концентрационных лагерях

Из личных свидетельств, воспоминаний и дневников бывших заключенных известно, что узники концентрационных лагерей вступали друг с другом в сексуальные связи. Согласно этим источникам, спектр сексуальных контактов был достаточно широк: от добровольной близости до проституции и жестокого сексуального насилия. В лагерях происходили как гетеросексуальные, так и однополые контакты.

Некоторые женщины вступали в сексуальные отношения с другими заключенными-женщинами. Важно отметить, что не всегда такие отношения были в полном смысле слова «лесбийскими». Причина этого заключается в том, что не все женщины, состоявшие в однополых отношениях, были лесбиянками. Некоторые женщины прибегали к однополым отношениям в лагерях как к источнику утешения. Другим они помогли выжить. 

Однополые контакты в лагерях, населенных людьми самого разного происхождения и культурного уровня, могли показаться другим заключенным шокирующими. В послевоенных воспоминаниях и свидетельствах некоторые выжившие описывали поведение лесбиянок в лагерях как угрожающее безопасности и благополучию заключенных. Другие считали однополые связи признаком морального падения из-за тяжелых условий в лагерях. Эти описания свидетельствуют о том, что лесбиянки нередко оставались чужими даже для других заключенных.

Документация историй лесбиянок в нацистской Германии

Поиск исторических источников, дающих представление о жизни лесбиянок при нацистах, остается непростым делом для ученых.

За исключением случаев, когда лесбиянки вступали в прямой контакт с режимом, документальные свидетельства об их жизни и впечатлениях малочисленны или отсутствуют. 

Сложно найти даже записи о лесбиянках, которые были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. Одним из факторов, чрезвычайно затрудняющих поиски, является то, что в записях времен Третьего рейха, как правило, отсутствуют указания на принадлежность к лесбиянкам. 

Кроме того, отдельных законов, санкционирующих преследование лесбиянок, не существовало. Таким образом, не всегда очевидно, где искать документы криминального учета, содержащие сведения об их арестах и задержаниях. К примеру, в судебных делах и полицейских досье на оппозиционеров и асоциальных лиц попадаются упоминания о лесбиянстве обвиняемых. Такие документы разрознены и разбросаны по разным архивам. В попытках найти больше информации о жизни лесбиянок ученые тщательно изучают эти документы.

Еще одна сложность заключается в том, что очень немногие лесбиянки самостоятельно рассказывали о своем опыте в тот период. Отчасти это обусловлено тем, что тема сексуальных отношений между женщинами оставалась табуированной в течение десятилетий после падения нацистского режима. 

Ученые продолжают изучать положение лесбиянок при нацистах.