Скопление народа на съезде нацистской партии в Нюрнберге. Нюрнберг, Германия, 1935 г.
ПросмотрВыдержки из Нюрнбергских расовых законов (закон о гражданстве рейха и закон о защите немецкой крови и немецкой чести). Германия, 15 сентября, 1935 год.
ПросмотрПлакат 1939 года из отеля "Рейхсхоф" в Гамбурге (Германия). Наклейка красного цвета информирует постояльцев-евреев о том, что им нельзя находиться в ресторане, баре и общих гостиных. Администрация отеля настаивает на том, чтобы евреи принимали пищу в своих номерах. После принятия Нюрнбергских законов 1935 года германские евреи систематически не допускались в общественные места.
ПросмотрГабриэль была единственным ребенком в еврейской семье, жившей в столице Германии Берлине. Ее дед владел аптекой и фармацевтической фабрикой, где работал и отец Габриэль.
1933 - 1939 гг. В 1938 г. нацисты заставили деда продать фабрику и аптеку за гроши «арийскому» немцу. После этого отец принял решение, что нам необходимо переехать в Амстердам, где евреи жили в безопасности. Мне было 5 лет, и я хотела остаться в Берлине. Я не понимала, почему нужно оставлять игрушки и друзей. Поступив в начальную школу в Амстердаме, я была вынуждена учить совершенно новый для себя язык. Однако и там у меня вскоре появились друзья.
1940 - 1944 гг. В мае 1940 г. Германия вторглась в Нидерланды. Я помню свой страх перед вошедшими в город немецкими солдатами. В школе меня заставили носить нашивку с желтой еврейской звездой и запретили играть с друзьями-христианами. Когда мне было 9 лет, мою семью депортировали в лагерь Вестерборк на востоке Нидерландов. Там мои родители днем работали, а я училась воровать вещи, которые можно было обменять на еду. Через год нас отправили в Терезиенштадтское гетто. В гетто я постоянно голодала.
В мае 1945 г. двенадцатилетнюю Габриэль с семьей освободили из Терезиенштадта. В июне того же года семья Зильтен вернулась в Амстердам и там обосновалсь.
ПросмотрРодители Хенни познакомились в Германии вскоре после эмиграции ее отца из Российской империи. Хенни была первой дочерью из трех детей, родившихся у еврейской пары. Семья жила во Франкфурте-на-Майне, важном центре коммерции, банковского дела, промышленности и искусства.
1933-1939: пришедшие к власти нацисты начали преследовать евреев, рома (цыган), гомосексуалов, людей с ограниченными возможностями и своих политических противников. В 1938 году нацисты обязали всех еврейских женщин добавить к имени в официальных документах имя «Сара», что должно было упростить идентификацию евреев. Двадцатишестилетняя Хенни работала продавщицей в магазине и жила с семьей во Франкфурте.
1940-1944: в начале 1940 года Хенни была арестована во Франкфурте и депортирована в женский концентрационный лагерь Равенсбрюк. На обратной стороне ее тюремной фотографии было написано: «Дженни (sic) Сара Шерманн, дата рождения: 19 февраля 1912 года, место рождения: Франкфурт-на-Майне. Незамужняя, продавщица во Франкфурте-на-Майне. Отъявленная лесбиянка, посещала только такие [лесбийские] бары. Уклонялась от добавления имени "Сара". Не имеющая гражданства еврейка.»
Хенни была в числе заключенных Равенсбрюка, отобранных для уничтожения. В 1942 году Хенни была убита в газовой камере лагеря смерти Бернбург.
ПросмотрАртур родился в еврейской семье в самом крупном портовом городе Германии — Гамбурге. Его отец владел небольшой фабрикой по производству резиновых штампов. В начале 1930-х гг. в Гамбурге сложилась четвертая по величине в Германии еврейская община, которая включала в себя многочисленные социальные и культурные институты.
1933 - 1939 гг. К 1935 г. положение гамбургских евреев ухудшилось. Мою семью переместили в другую часть города, а в 1938 г. нацисты захватили предприятие моего отца. В государственные праздники многие немецкие жители вывешивали из окон красно-бело-черные нацистские флаги, чтобы показать свой патриотизм. Мы с сестрой сделали собственный «нацистский» флаг и вывесили его из окна. Но родители рассердились и свернули флаг. Мы не понимали, почему не можем поддержать свою страну.
1940 - 1944 гг. В 1941 г. меня депортировали за 1300 километров на восток в Минское гетто в СССР. Гетто было большим — 85 000 человек. Меня поставили работать на близлежащей немецкой военной базе, где я резал торф на топливо. Солдаты принадлежали к регулярной армии и не так жестоко относились к пленным, как СС. По дороге до места работы и обратно знакомый охранник разрешал мне толкать его велосипед. Еды не хватало, однажды он запер меня в картофельном погребе, чтобы я мог украсть для него картофеля. Он позволил мне оставить немного себе. Мы тайком привезли картофель в лагерь на его велосипеде.
После двух лет в Минске Артура поочередно депортировали в различные лагеря в Польше, где его ставили на сварочные работы на самолетах. Его освободили в 1945 г. во время марша смерти в лагерь Дахау.
Просмотр
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia. View the list of donor acknowledgement.