Норберт изучал юриспруденцию и был социальным работником в Берлине. Он работал в программе Kindertransport («Детский транспорт»), организуя отправку еврейских детей из Европы в Великобританию. В декабре 1942 г. его родители, которые также жили в Берлине, были депортированы. В марте 1943 г. Норберт, его жена и ребенок были отправлены в Освенцим. Норберта разделили с женой и ребенком и отправили на принудительные работы на комбинат Буна под Освенцимом III (Моновиц). Норберт выжил в Освенциме и в мае 1945 г. был освобожден американскими войсками.
ПросмотрПосле Второй мировой войны несколько сотен тысяч переживших Холокост евреев были размещены в лагерях для перемещенных лиц. Союзники основали подобные лагеря для беженцев, ожидающих возможности покинуть Европу, в оккупационных зонах Германии, Австрии и Италии. Как правило, еврейские беженцы предпочитали эмигрировать в Палестину, но многие также хотели уехать в США. Они решили оставаться в лагерях для перемещенных лиц до тех пор, пока не смогут покинуть Европу. В конце 1946 года число таких евреев составляло примерно 250 000 человек: 185 000 из них находились в Германии, 45 000 — в Австрии и еще 20 000 — в Италии. Большинство из них были беженцами из Польши, многие из которых во время войны скрывались от немцев на территории Советского Союза. Прочие еврейские беженцы прибыли из Чехословакии, Венгрии и Румынии.
ПросмотрВид на лагерь для перемещенных лиц Зайльсхайм. Зайльсхайм, Германия, 1945 г.
ПросмотрДевочка, которую фотографируют в детском центре Клостер-Индерсдорф, чтобы помочь оставшимся в живых родственникам отыскать ее. Подобные фотографии как еврейских, так и не еврейских детей публиковали в газетах, чтобы способствовать воссоединению семей. Германия, позднее мая 1945 года.
ПросмотрКорабль с еврейскими беженцами «Пан-Йорк», несущий на борту новых граждан образованного недавно государства Израиль, порт Хайфы. Этот корабль шел из Южной Европы в Израиль через Кипр. Хайфа, Израиль, 9 июля 1948 г.
ПросмотрТолпа, собравшаяся на улицах Тель-Авива на празднование годовщины образования Израиля, парад в честь дня независимости. Тель-Авив, Израиль, май 1949 г.
ПросмотрВ 1939 году германские войска оккупировали Краков. Семью Мюррея, как и остальное еврейское население города, нацисты заключили в гетто. В 1942 году Мюррей и его брат были депортированы в Пласцов — лагерь принудительного труда, находившийся недалеко от Кракова. В мае 1944 года брата Мюррея перевели в Освенцим, а самого Мюррея — в концлагерь Гросс-Розен (Германия). Позднее Мюррей оказался в Брюннлице, в Судетской области, в качестве работника на заводе, принадлежавшем немецкому промышленнику Оскару Шиндлеру. Шиндлер помог евреям, которые работали на его предприятиях, пережить войну. Мюррей был освобожден в 1945 году.
ПросмотрЯков был старшим из трех сыновей в религиозной еврейской семье, проживавшей в Кракове. Его отец торговал мукой. Лето Вассерманы проводили под Прошовице на ферме деда, который также владел мукомольной мельницей.
1933 - 1939 гг. В марте 1939 г., когда мне исполнилось 13 лет, я праздновал свою бар-мицву. Тем летом мы, как обычно, отдыхали на ферме деда. Однако по возвращении домой нас ждал настоящий кошмар. 6 сентября Краков оккупировали немецкие войска. Евреям запретили ходить по тротуарам, пользоваться трамваями и даже иметь радиоприемники. Мы даже опасались ходить по улицам, поскольку евреев часто похищали и избивали.
1940 - 1945 гг. В 1940 г. мы бежали на ферму. Однажды субботним утром началась облава на евреев. Нас вели в Прошовице, когда поляк-полицейский, рядом с которым лежали два трупа, бросился ко мне, спрашивая, почему я не сказал ему: «Доброе утро». Когда я подошел ближе, он взвел курок и навел на меня пистолет. Но, когда я проходил мимо, он лишь ударил меня стволом, сломав нос и челюсть. Я отбежал и затерялся среди колонны; вместо меня полицейский застрелил кого-то другого. Через четыре дня нас с отцом депортировали в лагерь Прокоцим.
Оставшуюся часть войны Яков провел в трудовых лагерях. В 1947 г. он пытался нелегально эмигрировать в Палестину, но был задержан британскими властями на Кипре. В 1948 г. он поселился в Израиле.
ПросмотрБенджамин и его младший брат Зигмуш родились в еврейской семье, проживавшей в промышленном городе Лодзь. До войны Лодзь была вторым по величине городом Польши, треть ее населения составляли евреи. Отец Бенджамина, Моше, владел свечной фабрикой, а мать, Брона, была медсестрой.
1933 - 1939 гг. В 1939 г., когда я пошел в третий класс, Лодзь оккупировали немцы. Евреям запретили ездить на автобусах и приказали носить нашивки в виде желтых звезд. Немецкие солдаты иногда хватали евреев прямо на улицах и забирали на принудительные работы, поэтому мой отец не выходил из дома. Я выполнял все поручения родителей, отправляясь на вылазки вместе с сыном нашей домработницы. До войны мы с ним мало общались, теперь же были вместе каждый день.
1940 - 1944 гг. Когда в апреле 1940 г. Лодзинское гетто закрыли от внешнего мира и нас поместили в новое жилище в нем, я сумел тайком перенести туда из старого дома все, что смог. Потом в 1944 г., когда мне было 14 лет, нашу семью схватили и погрузили в вагоны для перевозки скота. Это был один из последних поездов из гетто. Одним из первых в вагоне я увидел сообщение, написанное кровью на стене: "Мы приехали в Освенцим, и здесь нас прикончат!» Сообщения не было видно, когда мы садились в вагон, но теперь сомнений о пункте нашего назначения не оставалось.
Бенджамина депортировали в Освенцим, затем в лагерь принудительного труда в немецком городе Ганновере. После войны в возрасте 16 лет он эмигрировал в Палестину с группой сирот.
ПросмотрМенни родился в религиозной еврейской семье в латвийском портовом городе Рига. Вскоре после рождения Менни его отец получил должность одного из четырех высших канторов в Будапеште, и семья вернулась в Венгрию, где они жили до 1933 года. Отец Менни работал в знаменитой синагоге на улице Ромбах. В период между войнами Будапешт был важным еврейским центром Европы.
1933 - 1939 гг. Отец не разрешал мне кататься на велосипеде. Он боялся, что велосипед отнимут за то, что я еврей. Когда в 1938 г. были введены антиеврейские законы, отношение к евреям в Венгрии резко ухудшилось. Отец провожал меня до школы, чтобы никто не причинил мне вреда. Школа находилась всего в нескольких кварталах, но он опасался, что меня могут столкнуть с тротуара под колеса машины. По словам отца, такое уже случалось.
1940 - 1944 гг. Я был уже достаточно взрослым и самостоятельно гулял по району, когда в марте 1944 г. в Будапешт вошли фашисты. Мать сказала, что нас депортируют. Это слово было мне незнакомо, но одно было очевидно — мы уезжали. Сначала я обрадовался этому, но мать дала понять, что повода для радости нет. Сначала фашисты доставили нас на грузовике в группе с другими евреями на вокзал. Оттуда мы отправились на поезде, ночью спали снаружи в палатках. Мы прибыли в лагерь Берген-Бельзен. Там было очень грязно, мои ботинки развалились. Из-за этого я не мог бегать, то есть играть в единственную «игру», которая была мне доступна.
После войны Менни с матерью несколько месяцев жили в Швейцарии, в 1945 г. эмигрировали в Палестину. В 1949 г. он эмигрировал в США.
Просмотр