Дневники детей, написанные в годы Холокоста
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Во время Холокоста были убиты по меньшей мере 1,1 миллиона еврейских детей.
Из миллионов детей, подвергшихся преследованиям со стороны нацистов и их союзников, удалось выжить лишь небольшому числу детей, писавших свои дневники. Эти дневники юных авторов передают их переживания, отражают те чувства и тот шок, который им пришлось пережить в течение этих ужасных лет.
ДНЕВНИК МИРИАМ ВАТТЕНБЕРГ
Дневник Мириам Ваттенберг (Мэри Берг) был одним из первых детских дневников, который открыл широкой общественности все ужасы Холокоста.
Мириам Ваттенберг родилась 10 октября 1924 года в Лодзи. Она начала вести свой дневник о событиях военного времени в октябре 1939 года, вскоре после того как Польша сдалась немецким войскам. Семья Ваттенбергов бежала в Варшаву, где в ноябре 1940 года Мириам, ее родителям и младшей сестре пришлось жить в Варшавском гетто. В гетто Ваттенберги занимали привилегированное положение, поскольку мать Мириам была гражданкой США.
Незадолго до первой масштабной депортации варшавских евреев в Треблинку летом 1942 года немецкие власти арестовали Мириам, ее семью и других евреев, имевших иностранные паспорта, поместив их в печально известную тюрьму Павяк. Со временем власти гитлеровской Германии перевели семью в лагерь для интернированных Виттель во Франции, а в 1944-м разрешили ей эмигрировать в США. Опубликованный в феврале 1945 года под псевдонимом Мэри Берг, дневник Мириам Ваттенберг стал одним из очень немногих письменных свидетельств о жизни Варшавского гетто, предоставленных читателям в англоязычных странах в конце Второй мировой войны.
ДНЕВНИК АННЫ ФРАНК
Анна Франк, которая вела дневник, скрываясь со своей семьей и небольшим числом знакомых на чердаке склада в Амстердаме, является одним из самых известных авторов дневников, написанных в годы Холокоста.
Аннелиз Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) и была второй по счету дочерью коммерсанта Отто Франка и его жены Эдит. После захвата власти нацистами в январе 1933 года семья Франков бежала в Амстердам, спасаясь от антиеврейских мер, введенных новым режимом. На свое двенадцатилетие Анна получила в подарок альбом для автографов и начала использовать его как дневник, ведя подробную запись событий, происходивших в «тайной пристройке». Действуя по анонимному доносу, немецкая тайная полиция 4 августа 1944 года обнаружила тайное убежище семьи Франк и депортировала обитателей этой пристройки в Освенцим через транзитный лагерь Вестерборк.
В конце октября — начале ноября 1944 года Анну и ее сестру Марго переправили из Освенцима в лагерь Берген-Бельзен, где обе они умерли от тифа в конце февраля — начале марта 1945 года. После войны (летом 1945-го) отец Анны, Отто Франк, единственный выживший из всей группы, вернулся в Амстердам, где его бывшая сотрудница Мип Гис передала ему дневник Анны и еще несколько бумаг, которые она нашла в пристройке после их ареста. Впервые этот дневник увидел свет в Нидерландах в 1947 году. Опубликованный на английском языке в 1952 году под названием «Дневник молодой девушки», дневник Анны Франк стал одной из самых читаемых книг в мире, превратив его автора в символ сотен тысяч еврейских детей, убитых в период Холокоста.
КАТЕГОРИИ ДНЕВНИКОВ
Необычайная известность, которую получил дневник Анны Франк, на какое-то время затмила все другие реальные дневники детей, написанные ими в годы Холокоста. Однако, по мере того как интерес к событиям Холокоста рос, были опубликованы и многие другие записи, познакомившие читателей с жизнью молодых людей, оказавшихся под гнетом нацистов.
Юные авторы, которые вели дневники этого времени, представляли самые разные слои общества. Одни были родом из бедных или крестьянских семей. Другие родились в семьях со средним достатком. Третьи выросли в богатых семьях, занимавших привилегированное положение в обществе. Крайне небольшое число детей воспитывалось в глубоко религиозных семьях, в то время как другие росли в ассимилировавшихся семьях иммигрантов, где религии не придавалось значения. Большинство детей — авторов дневников все же отождествляли себя с еврейскими традициями и культурой независимо от степени их личной веры.
Дневники детей, написанные в годы Холокоста, можно подразделить на три большие категории:
1) написанные детьми, бежавшими с территорий, находившихся под контролем нацистской Германии, и ставшими беженцами или партизанами;
2) написанные детьми, скрывавшимися в тайных убежищах;
3) написанные молодыми людьми, попавшими в гетто, либо живущими в условиях других ограничений, введенных германскими властями, либо, реже, ставшими узниками концлагерей.
ДНЕВНИКИ БЕЖЕНЦЕВ
Дневники беженцев чаще всего были написаны в конце 30-х — начале 40-х годов детьми из ассимилировавшихся еврейских семей из Германии, Австрии или Чехии. Во многих из этих дневников затрагивалась тема смены места жительства, так как всем этим юным авторам пришлось пожертвовать любимым домом, чтобы найти убежище среди незнакомых людей в далекой стране.
Некоторые авторы, например Ютта Зальцберг (р. в 1926 г. в Гамбурге, Германия), Лилли Кон (р. в 1928 г. в Хальберштадте, Германия), Сюзи Хильзенрат (р. в 1929 г. в Бад-Кройцнахе, Германия) и Элизабет Кауфман (р. в 1926 г. в Вене, Австрия; ум. в 2003 г.), спасались бегством вместе с братьями и сестрами или родителями. Другие, например Клаус Лангер (р. в 1924 г. в Гливице, Верхняя Силезия), Петер Файгль (р. в 1929 г. в Берлине, Германия), Вернер Ангресс (р. в 1920 г. в Берлине, Германия; ум. в 2010 г.) и Лея Едваб (р. в 1924 г. в Белостоке, Польша), прибыли в чужую страну одни.
В дневниках детей, эмигрировавших законным путем, часто описываются огромные бюрократические трудности, связанные с обеспечением безопасного убежища и получением необходимых для эмиграции виз и документов. Дневники же детей, чей побег из родной страны был нелегальным, повествуют о мучительных «путешествиях», пролегающих через опасные местности, и постоянном страхе быть схваченными.
Но независимо от того, какой способ спасения был выбран беженцами, их дневники отражают тягости и замешательство, вызванные потерей дома, языка и культуры; чувство опустошения от разлуки с семьей и друзьями, а также рассказывают о трудностях приспосабливания к жизни в незнакомом, а иногда и чуждом мире.
ДНЕВНИКИ, НАПИСАННЫЕ В ТАЙНЫХ УБЕЖИЩАХ
Подобно Анне Франк, некоторые молодые люди скрывались, чтобы избежать столкновения с германскими властями, на чердаках, в подземных укрытиях и подвалах по всей Восточной и Западной Европе. Дневники этих авторов — среди них Отто Вольф (р. в 1927 г. в Могельнице, Чехословакия), скрывавшийся в Протекторате Богемии и Моравии; Мина Глюксман, Клара Крамер (р. в 1927 г. в Жолкве) и Лео Зильберман (р. в 1928 г. в Пшемысле), скрывавшиеся в Польше; Берти Блох-ван-Рейн, Эдит ван Хессен (р. в 1925 г. в Гааге) и Анита Мейер (р. в 1929 г. в Гааге), скрывавшиеся в Нидерландах, — описывают трудности и опасности их нелегальной жизни.
Значительную часть времени, а то и все время, которое они скрывались, эти дети должны были оставаться никем не замеченными. Детям часто приходилось сидеть молча или даже неподвижно в своих тайных укрытиях несколько часов подряд. Как дети, так и укрывавшие их люди жили в постоянном страхе, боясь, что чуть более громкий разговор или звук шагов вызовут подозрение соседей.
Другие скрывавшиеся молодые люди, как, например, авторы дневников Моше Флинкер (р. в 1926 г. в Гааге; ум. в 1944 г. в Освенциме) в Бельгии и Петер Файгль во Франции, прятались «у всех на виду», выдавая себя за неевреев и живя по ненадежным фальшивым документам и под вымышленными именами. Этим детям приходилось быстро учиться во всем выдавать себя за другого человека в этой новой среде. Молодые люди научились откликаться на свои вымышленные имена и избегать разговора или манер, которые могли бы выдать их настоящее происхождение.
Поскольку укрытия большинству еврейских детей предоставляли отдельные люди или религиозные организации, которые приняли веру, отличающуюся от их собственной, дети научились читать молитвы и катехизис «принятой» ими религии, чтобы не вызывать подозрений как у взрослых, так и у своих сверстников. Одного неверного слова или жеста было достаточно, чтобы и ребенок, и укрывавшие его оказались в опасности.
Дневники, написанные в гетто, лагерях или оккупированных районах
Большинство дневников, написанных во время Холокоста, принадлежали детям и молодым людям, проживавшим в гетто на территории оккупированной немцами Европы. Дневники, написанные в гетто, отражают чувства разобщенности, изоляции и беззащитности, которые испытывали их авторы. Они описывают глубокие физические страдания и утраты, переживаемые их авторами, и повествуют о тяготах и лишениях, преодолеваемых людьми еврейской национальности в своей борьбе за выживание. Из дневников, написанных в гетто, читатель из первых уст узнает о том страхе и насилии, которое испытывали жертвы нацистских преследований, но также узнает и о молодых людях, пытавшихся сопротивляться обстоятельствам, в чем им помогали учеба, творчество и игра.
Многие из этих дневников были написаны детьми, проживавшими в различных гетто, расположенных на подконтрольной немцам территории Восточной Европы, особенно в Польше и бывшем Советском Союзе. Среди них известны дневники Давида Шераковяка (р. в 1924 г. в Лодзи; ум. в 1943 г. в Лодзинском гетто) и два дневника безымянных авторов-подростков из Лодзи. В Варшавском гетто нашли мало полных дневников, однако сохранились разрозненные записи Янины Левинсон (р. в 1926 г. в Варшаве; ум. в 2010 г.), которые позже были включены в написанные ею впоследствии мемуары. Дневники Ирены Глюк (р. в 1926 г.; ум. прибл. в 1942 г.), Рени Кноль (р. в 1927 г.) и Галины Нелькен (р. в 1924 г. в Кракове) повествовали о жизни в Краковском гетто, а дневники Давида Рубиновича (р. в 1927 г. в Кельце; ум. в 1942 г. в Треблинке), Эльзы Биндер и Рутки Либлих (р. в 1926 г.; ум. прибл. в 1942 г. в Освенциме) описывали гонения, которым они подвергались в заключении.
Часть дневников была написана в гетто, расположенных на территории стран Балтии. Среди их авторов — Ицхак Рудашевский (р. в 1927 г. в Вильнюсе; ум. в 1943 г. в Понарском лесу) и Габик Геллер из Вильнюсского гетто (Вильнюс, Литва); Илья Гербер (р. в 1924 г.; ум. прибл. в 1943 г.) и Тамара Лазерсон (р. в 1929 г. в Каунасе) из Ковенского гетто (Каунас, Литва); и Гертруда Шнайдер (р. в 1923 г. в Вене), девочка немецко-еврейского происхождения, помещенная в Рижское гетто.
Довольно большое количество дневников сохранилось в Терезиенштадтском гетто в Богемии (ныне — Чешская Республика), среди их авторов — брат и сестра Петр Гинц (р. в 1928 г. в Праге; ум. прибл. в 1944 г. в Освенциме) и Ева Гинцова (р. в 1930 г. в Праге), Алиса Эрман (р. в 1927 г. в Праге), Хельга Вейссова (р. в 1929 г. в Праге), Хельга Поллачкова (р. в 1930 г.), Ева Роубичкова (р. в 1920 г.) и Пол Вейнер (р. в 1931 г. в Праге).
Многие дневники написаны детьми, жившими за пределами гетто. Сара Фишкин (р. прибл. в 1924 г.; ум. прибл. в 1942 г.), например, вела дневник, проживая в оккупированной Белоруссии (ныне — Беларусь) в городе Рубежевичи. Рива Гольцман описала первые тревожные шесть месяцев оккупации в Днепропетровске (Украина). Леон Велльс (р. в 1925 г. в Стоянове (ныне — Львов)) вел дневник, будучи членом зондеркоманды в лагере принудительного труда на Яновской улице во Львове, а Гюнтер Маркус (р. в 1923 г. в Берлине; ум. в 1944 г. в Освенциме) описывал свои переживания во время пребывания в лагере принудительного труда в Гросс-Брезене, организованном на месте бывшей школы, где проходили профессиональное обучение молодые люди еврейского происхождения, надеявшиеся эмигрировать из рейха. Изабель Джесьон вела свой дневник во время немецкой оккупации в Париже, а Раймонда Новодворская (р. в 1929 г. в Варшаве; ум. в 1951 г. в Израиле) описывала свою жизнь в центральном районе Воклен, которая проходила в детском доме, находящемся под опекой Всеобщего союза французских евреев (фр. L'Union générale des israélites de France, UGIF).
Каждый дневник отражает частичку жизни
В дневниках, которые вели дети, подростки и молодые люди во время Холокоста, перед читателем предстает огромное количество самых разных личных биографий и описаний обстоятельств военного времени. Их авторы часто затрагивали в своих записях такие темы, как природа человеческих страданий, моральные и этические стороны гонений, противостояние надежды и отчаяния. Каждый дневник отражает частичку жизни его автора, но все вместе они рисуют перед читателем сложную и многогранную картину, повествующую о жизни и смерти молодых людей во время Холокоста.