Младшая из двух детей, Ирен родилась в еврейской семье в промышленном городе Мангейм. Ее отец, ветеран немецкой армии, получивший ранение в Первой мировой войне, был оформителем интерьеров. Мать была домохозяйкой. Когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, старший брат Ирен Бертольд ходил в общественную школу. Трехлетняя Ирен оставалась дома с матерью.
1933 - 1939 гг. Я очень любила отмечать еврейские праздники вместе со всеми тетями и дядями. Одним из моих любимых мест был зоопарк, особенно нравились обезьяны. Когда нацисты выгнали еврейских детей из общественных школ, я пошла в еврейскую. Я была «папиной дочкой», и из школы отец обычно возил меня домой на велосипеде. Когда нацисты сожгли нашу школу, мой старший брат в целях безопасности уехал в Британию, я была слишком мала, чтобы поехать с ним.
1940 - 1944 гг. В 1940 г., когда мне было 10 лет, нашу семью отправили в страшные лагеря на юге Франции — Гюрс, потом в Ривзальт. Еда там была отвратительной. Еврейское общество помощи детям забрало меня оттуда и вместе с 13 другими еврейскими девочками устроило в женский католический монастырь. Я превратилась в Ирен Франше и училась у сестры Терезы. Однажды в наш женский монастырь пришли солдаты СС, разыскивавшие спрятанных немецко-еврейских детей. Одна из наших девочек, которая бегло говорила по-французски, отвечала за всех нас. Это сработало. Немцы ушли, не причинив нам вреда.
В июле 1944 г. тринадцатилетнюю Ирен освободили войска Союзников. Ее несколько раз переводили из одного французского детского дома в другой. Наконец, в 1947 г. она эмигрировала в США.
Просмотр