Плавание «Сент-Луиса»
В мае 1939 года немецкий лайнер «Сент-Луис» отплыл из Гамбурга (Германия) в Гавану (Куба). Почти все 937 пассажиров были еврейскими беженцами. Правительство Кубы отказалось впустить их. США и Канада также не приняли пассажиров. В конечном итоге пассажирам «Сент-Луиса» разрешили высадиться в странах Западной Европы, чтобы не возвращаться в нацистскую Германию. 254 пассажира «Сент-Луиса» погибли во время Холокоста.
Ключевые факты
-
1
После прибытия «Сент-Луиса» в Гавану пассажиры узнали, что правительство Кубы отменило их разрешения на высадку. Американский еврейский объединенный комитет по распределению «Джойнт» (JDC) от лица пассажиров провел с кубинской стороной переговоры, которые закончились неудачей, и власти Кубы отдали кораблю приказ покинуть гавань.
-
2
Несмотря на то, что корабль находился у берегов Флориды, правительство США не дало беженцам разрешения на высадку, так как у них не было въездных виз и они не прошли проверку на благонадежность. История о мытарствах беженцев широко разошелся в американских газетах, и многие американцы сочувствовали пассажирам.
-
3
После возвращения корабля в Европу в июне 1939 года Великобритания, Франция, Бельгия и Нидерланды приняли различное количество беженцев. Многим пассажирам удалось получить въездные визы и уехать в США до вторжения Германии в страны Западной Европы в мае 1940 года, однако 254 пассажира были убиты в годы Холокоста.
13 мая 1939 года немецкий трансатлантический лайнер «Сент-Луис» отплыл из Гамбурга (Германия) в Гавану (Куба). На борту находились 937 пассажиров. Большинство из них составляли еврейские беженцы из Третьего рейха. В основном они были гражданами Германии, но присутствовали также граждане восточноевропейских стран и несколько лиц без гражданства. Большинство еврейских пассажиров подали заявки на получение американских виз и планировали оставаться на Кубе до получения разрешения на въезд в США.
Однако к моменту выхода «Сент-Луиса» в море уже появились признаки того, что политическая ситуация на Кубе может воспрепятствовать высадке пассажиров. Государственный департамент США в Вашингтоне, консульство США в Гаване, некоторые еврейские организации и агентства по делам беженцев владели этой информацией. Сами пассажиры об этом ничего не знали и большинству из них в конечном итоге пришлось вернуться в Европу.
Перед путешествием
После погрома 9–10 ноября 1938 года, известного как Kristallnacht (буквально «Хрустальная ночь», более известное название — «Ночь разбитых витрин»), власти Германии начали принимать меры, вынуждающие евреев эмигрировать. Министерство иностранных дел и министерство пропаганды Германии надеялись использовать нежелание других стран принимать большие группы еврейских беженцев для оправдания антиеврейской политики как в самой Германии, так и во всем мире.
В Гамбургском Американском пароходстве, которому принадлежал корабль «Сент-Луис», знали о том, что на Кубе у пассажиров могут возникнуть трудности, еще до выхода корабля из порта. Пассажиры, у которых были документы, разрешающие въезд на Кубу, и транзитные визы, оформленные руководителем кубинского иммиграционного управления, не знали о том, что президент Кубы Федерико Ларедо Бру всего за неделю до отплытия корабля принял поправку, которая аннулировала все недавно выданные разрешения на въезд. Для въезда на Кубу требовались письменное разрешение государственного секретаря и министра труда, а также залог в размере 500 долларов (требование не распространялось на туристов из США).
Антимигрантские настроения на Кубе
Плавание «Сент-Луиса» привлекло большое внимание средств массовой информации. Еще до того, как корабль отплыл из Гамбурга, в кубинских газетах правого толка начали появляться новости о его скором прибытии и требования к правительству прекратить принимать еврейских беженцев. Пассажиры стали жертвами противоречий в правительстве Кубы. Руководитель кубинского иммиграционного управления Мануэль Бенитес Гонсалес, занимавшийся нелегальной продажей разрешений на въезд, стал объектом пристального внимания общественности. Цена каждого такого разрешения составляла от 150 долларов. По американским оценкам, Гонсалес заработал от 500 000 до 1 000 000 долларов. Несмотря на то, что Гонсалес был протеже начальника генерального штаба кубинской армии (и будущего президента) Фульхенсио Батисты, коррупционное происхождение его состояния вызвало настолько сильное недовольство властей Кубы, что ему пришлось уйти в отставку.
Однако политику Кубы определяли не только деньги, коррупция и борьба за власть. Как и Соединенные Штаты, и другие страны американского континента, Куба страдала от проблем, вызванных Великой депрессией. Многие кубинцы негативно относились к беженцам (среди которых было 2500 евреев), которых в сравнительно немалом количестве впустило в страну правительство, так как считали их конкурентами в борьбе за дефицитные рабочие места.
Враждебность к мигрантам вела к росту как антисемитизма, так и ксенофобии. Агенты нацистской Германии и члены местных правых движений раздували проблему миграции в своих публикациях и на митингах, утверждая, что все евреи-иммигранты были коммунистами. Две газеты — Diario de la Marina, принадлежавшая влиятельной семье Риверо, и Avance, собственниками которой были члены семейства Зайас, — поддерживали лидера испанских фашистов генерала Франсиско Франко. Он известен тем, что весной 1939 года после трехлетней гражданской войны сверг республиканское правительство Испании при содействии нацистской Германии и фашистской Италии.
Возбужденные сообщениями о грядущем прибытии «Сент-Луиса» жители Гаваны собрались на большую антисемитскую демонстрацию 8 мая, за пять дней до отплытия корабля из Гамбурга. Митинг, который стал крупнейшей антисемитской демонстрацией в истории Кубы, прошел при поддержке бывшего кубинского президента Грау Сан-Мартина. Примитиво Родригес, представитель Грау, убеждал кубинцев «бороться с евреями, пока последний из них не бежит из страны». На демонстрацию собралось 40 000 зрителей. Тысячи людей слушали выступление по радио.
Прибытие «Сент-Луиса» в Гавану
Когда 27 мая «Сент-Луис» прибыл в порт Гаваны, кубинское правительство разрешило въезд 28 пассажирам: 22 из них были евреями с действующими американскими визами; у оставшихся 6 — 4 граждан Испании и 2 граждан Кубы — были действительные разрешения на въезд. Еще один пассажир попытался покончить жизнь самоубийством и был вывезен в больницу в Гаване. Оставшиеся 908 пассажиров (один человек умер по естественным причинам во время плавания) — в том числе один предприниматель-еврей из Венгрии, который не был беженцем, — ожидали получения въездных виз. На руках у них были только транзитные визы, оформленные Гонсалесом. 743 человека стояли в очереди на получение виз США. Власти Кубы отказались принять их или выдать разрешение на высадку с корабля.
После того, как Куба отказала во въезде пассажирам корабля «Сент-Луис», усилиями средств массовой информации эта история стала известна миллионам читателей в Европе и на американском континенте, в том числе в США. Журналисты в Соединенных Штатах, как правило, описывали беду пассажиров с большой симпатией, однако лишь несколько журналистов и редакторов призвали впустить беженцев в страну.
28 мая, на следующий день после швартовки «Сент-Луиса» в Гаване, Лоуренс Беренсон, юрист и представитель американского Еврейского объединенного комитета по распределению «Джойнт» (JDC), прибыл на Кубу для ведения переговоров в интересах пассажиров «Сент-Луиса». Бывший президент Кубинско-американской торговой палаты, Беренсон имел большой опыт коммерческой деятельности на Кубе. Он встретился с президентом Бру, но не сумел убедить его принять пассажиров корабля на Кубе. 2 июня Бру отдал приказ кораблю покинуть территориальные воды Кубы. И все же, пока «Сент-Луис» медленно шел по направлению к Майами, переговоры продолжались. Бру выразил готовность принять пассажиров, если за каждого из них JDC внесет залог в 500 долларов (всего 453 500 долларов). Беренсон сделал встречное предложение, но Бру отказался от него и прервал переговоры.
Как известно, мы всегда цепляемся за надежду, что что-то изменится. Они же не могли просто оставить нас гнить в океане. Я хочу сказать, что-то должно было все-таки произойти. Конечно, больше всего мы боялись, что нас отправят обратно в Германию.
В поисках убежища
«Сент-Луис» подошел так близко к побережью Флориды, что было видно огни Майами. Некоторые пассажиры начали отправлять президенту Франклину Д. Рузвельту телеграммы с просьбами об убежище. Рузвельт так и не ответил. Государственный департамент и Белый дом пришли к решению не принимать чрезвычайные меры, которые позволили бы беженцам въехать в США. Один пассажир получил от Государственного департамента телеграмму, в которой говорилось, что пассажиры должны «дождаться своей очереди в списке ожидания, чтобы получить визы и право на въезд в США». Американские дипломаты в Гаване еще раз попытались убедить власти Кубы принять беженцев по «гуманитарным» соображениям, но безуспешно.
Препятствия к въезду в Соединенные Штаты Америки
Годовые квоты, установленные принятым в 1924 году Законом об иммиграции и гражданстве, сильно ограничивали количество лиц, которые могли получить разрешение на въезд в США. В 1939 году годовая объединенная квота на иммиграцию из Германии и Австрии составляла 27 370 человек и была быстро заполнена. Cписок ожидания растянулся по меньшей мере на несколько лет. Чтобы предоставить визы пассажирам «Сент-Луиса», американским чиновникам пришлось бы отказать во въезде тысячам немецких евреев, которые уже заняли места в списке ожидания. Несмотря на то, что американское общество на первый взгляд относилось к проблемам беженцев с сочувствием, а к политике Гитлера — критически, по вопросу ограничений на въезд наблюдалось согласие.
Из-за Великой депрессии миллионы жителей Соединенных Штатов остались без работы и боялись конкуренции за дефицитные рабочие места. Этот фактор подогревал антисемитские, ксенофобские, националистические и изоляционистские настроения. По результатам проведенного журналом Fortune опроса 83% американцев не одобряли ослабление ограничений на въезд. Президент Рузвельт имел возможность своим указом принять пассажиров «Сент-Луиса». Однако из-за враждебности общества по отношению к мигрантам и других политических соображений он не рискнул сделать это. К примеру, в 1938 году большинство мест в Конгрессе получили республиканцы, отличавшиеся изоляционистскими взглядами. К тому же Рузвельт рассматривал невиданную ранее возможность баллотироваться на третий президентский срок.
На противостояние с общественным мнением по вопросу миграции не решался не только Рузвельт. За три месяца до плавания «Сент-Луиса» сенатор Роберт Вагнер (демократ, штат Нью-Йорк) и член палаты представителей Эдит Роджерс (республиканка, штат Массачусетс) внесли законопроект, который позволил бы 20 000 беженцев-детей въехать в США сверх квоты. Обсуждение продлилось несколько месяцев, но лидеры Конгресса провалили билль Вагнера-Роджерс еще до того, как он мог быть вынесен на голосование.
В мае 1939 года на Кубу отплыли еще два небольших корабля с еврейскими беженцами. На французском судне «Фландр» было 104 пассажира, на британском корабле «Ордунья» — 72 пассажира. Как и «Сент-Луис», эти корабли не получили разрешения зайти в порт на Кубе. «Фландр» вернулся в порт отправления во Франции, а «Ордунья» прошла несколько портов в странах Латинской Америки. В конечном итоге пассажиры корабля сошли на берег в контролируемой США Зоне Панамского канала. Большинство из них получило разрешение на въезд в США.
Возвращение в Европу
После того как правительство США отказалось принять пассажиров, «Сент-Луис» 6 июня 1939 года отплыл обратно в Европу. Тем не менее, пассажиры не вернулись в Германию. Еврейские организации (в частности, Еврейский объединенный комитет по распределению) договорились о выдаче въездных виз с властями четырех европейских стран:
- Великобритания приняла 288 пассажиров
- Нидерланды приняли 181 пассажира
- Бельгия приняла 214 пассажиров
- 224 пассажира, по крайней мере на время, нашли прибежище во Франции.
Все 288 пассажиров, принятых Великобританией, пережили Вторую мировую войну, за исключением одного человека, погибшего во время воздушного налета в 1940 году. Из 620 пассажиров, вернувшихся на континент, 87 человек (14%) сумели эмигрировать до вторжения Германии в страны Западной Европы в мае 1940 года. 532 пассажира «Сент-Луиса», которые не успели вовремя эмигрировать, после оккупации Западной Европы Германией оказались в ловушке. Чуть больше половины — 278 человек — пережили Холокост. Из числа 254 погибших пассажиров 84 человека проживали в Бельгии, 84 — в Нидерландах и 86 — во Франции.