Семья Сюз переехала в Нидерланды в 1933 году. В 1940 году, после оккупации Нидерландов Германией, нацисты ввели в стране целый ряд мер, направленных против евреев. Начиная с 1942 года Сюз уже не могла посещать школу. В 1943 году семья стала скрываться от нацистов — Сюз с матерью на одной ферме, а ее отец на другой. Позднее ее отец вместе с еще одной семейной парой присоединился к Сюз. В 1945 году они были освобождены, а в 1947 году Сюз эмигрировала в США.
Наконец в один прекрасный день они узнали — снова через подпольщиков, — что скоро будет большая облава, которую устроили, я думаю, голландские нацисты и… и немцы. И вот дочь хозяйки пришла и сказала нам: «Сидите тихо, не вздумайте шелохнуться. Не разговаривайте. Ничего не делайте». Моя мать сказала: «Ну, дышать-то нам все-таки придется». Ох… и вот они приготовились, и мы тоже приготовились. Готовились мы очень просто… мама сказала мне: «Слушай, я пойду и сяду напротив того места, откуда они могут войти сюда. А ты ложись подальше, сзади, и накройся как можно лучше». Потому что у нас все-таки было там постельное белье. Она сказала: «Потому что, если они найдут нас, нет никакого смысла… и они не увидят тебя, но найдут меня, ты оставайся здесь. Нет никакого смысла, — сказала она, — тебе тоже идти со мной. Нас все равно сразу же разлучат». И вот мы сидели там и дрожали от страха. Нам все время было страшно, но тогда особенно. И… ох… они и правда пришли, и стали искать. Мы слышали их — слышали шум и гам в доме. И они стали искать. И зашли в ту комнату, и мы слышали, как они ходят по ней. Стоило им только постучать по стене, и они узнали бы по звуку, что за стеной пустота, и на этом все было бы кончено. Но слава богу, они этого не сделали. А потом они все спустились обратно и говорят дочке хозяина: «Послушай, мы знаем, что у вас здесь кто-то есть. Так почему бы тебе не признаться?» «Нет, — говорит она, — у нас никого нет». А они все спрашивали ее снова и снова и под конец ударили ее. Как она потом говорила: «Рука у него и правда тяжелая, у меня аж искры из глаз посыпались». А они сказали: «Мы знаем. У нас есть данные о том, что у вас скрываются люди». Она отвечает: «Нет». «Что ж, — говорят они. — Мы заставим тебя признаться. Мы будем считать до трех, и после этого, если ты не сознаешься, мы тебя застрелим». Она сказала: «Делайте что хотите. У меня совесть чиста». И они досчитали до трех, а потом выстрелили ей по ногам, между коленями. Но похоже, что и это их не убедило, потому что потом они пошли искать хозяйку фермы. И они сказали… они знали, что это очень набожные люди. Они сказали: «Хорошо, вот Библия. Положите руку на эту Библию и поклянитесь, что не укрываете у себя евреев». И эта женщина поклялась на Библии, что она не укрывает у себя никаких евреев.
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia. View the list of donor acknowledgement.