В 1944 году германские войска оккупировали родной город Давида, который до этого был аннексирован Венгрией. Давида отправили в Освенцим, а затем его и его отца перевели в лагерь Пласцов. После этого Давид прошел через лагеря Гросс-Розен и Райхенбах (Лангенбилау). Во время депортации в Дахау из 150 человек, находившихся в вагоне для перевозки скота, доехали живыми только трое, и одним из этих троих был Давид. Он был освобожден после марша смерти от Инсбрука по направлению к линии фронта, где проходили бои между американскими и германскими войсками.
Когда мы прибыли в лагерь, я был практически без сознания, я был… только три человека выжило из ста пятидесяти в вагоне. Все они… все остальные лежали замертво. И тогда меня вытащили из… за руки, а кто-то другой за ноги, и бросили меня на носилки… и уже готовились отнести меня в крематорий. Вот куда они направлялись… такое у них было задание. И почему-то они… один из тех, кто нес меня, заметил, как у меня шевельнулась рука, что я еще жив. И вот он, рискуя своей жизнью, отнес меня в барак. На самом деле он был больше похож на душевую комнату. А я тогда был фактически в шоке, я ничего не осознавал. Я подумал… А когда я вошел в уборную, это было… я вдруг очнулся и я… я подумал, что умер. Похоже было, будто я попал на тот свет. «Что здесь делают эти люди? Где я?» И я подумал… я… я был совершенно ошеломлен. Я даже не мог сообразить, где нахожусь. И тогда кто-то подошел ко мне и рассказал, что произошло, объяснил мне, мол, «еще несколько секунд, и тебя засунули бы в крематорий, но они поняли, что ты еще жив». Они сказали: «Никому из твоих ровесников еще не удавалось добраться сюда живым». И вот они взяли меня к себе, и прятали меня, понимаете, тайком держали меня в своих бараках. Никто даже не догадывался, что я там. Я стал для них кем-то вроде героя. Там были мужчины, которые думали, что если я смог выжить, то, может быть, их детям тоже удастся. И они… мне ведь не полагалось никакого пайка, потому что я был… А паек там состоял из куска хлеба — ровно столько, чтобы заключенные не умерли от голода до тех пор, пока… пока их не отправят в крематорий. И вот каждый брал кусок хлеба, который он получал, и отламывал от него маленький кусочек, и давал его мне, и благодаря этому я выжил. А они говорили: «Давид, ты должен выжить, чтобы рассказать людям о том, что произошло».
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia. View the list of donor acknowledgement.