Герда была единственным ребенком у своих родителей-евреев. Они жили в Бреслау, крупном промышленном городе на реке Одер. Перед Второй мировой войной еврейская община Бреслау была третьей по величине в Германии. Отец Герды работал коммивояжером в крупной компании, производившей оборудование и строительные материалы. До девяти лет Герда ходила в государственную школу, а потом была принята в католическую школу для девочек.
1933-39: Я пошла в город, чтобы посмотреть, как он выглядит после погрома. Витрины еврейских магазинов были разбиты вдребезги. Подожженная синагога еще продолжала тлеть. Я стала просить родителей, чтобы мы уехали из Германии. Месяцы спустя они тоже решили, что надо бежать. Мы получили кубинские визы и 13 мая 1939 года отплыли из Гамбурга на корабле "Сент-Луис". 27-го мы прибыли на Кубу, но там нам сказали, что наши визы недействительны. Нам не разрешили сойти на берег, так что пришлось возвращаться в Европу.
1940-44: Переодетые крестьянками, мы с мамой на телеге с сеном миновали немецкий дорожный патруль и приехали на ферму возле французско-швейцарской границы. Мы спустились в небольшую лощину, пересекли ручей и пролезли под изгородью из колючей проволоки, которая отмечала официальную границу. Но нас задержали швейцарские пограничники, и всю ночь мы провели взаперти. На следующий день нас посадили на поезд вместе с другими беженцами. Никто не объяснил, куда мы едем, и что с нами будет.
Два года Герда провела в швейцарском лагере для беженцев, а потом до конца войны работала на швейной фабрике в Берне. В 1949 году она эмигрировала в США.
Просмотр