Эстер Лурье
Попавшие в заключение в Каунасском гетто художники писали и рисовали портреты и пейзажи. Им даже приказывали делать копии произведений для немецкой администрации и других чиновников Каунаса. Также художники тайно запечатлевали сцены насилия и депортаций. В числе этих талантливых людей была Эстер Лурье.
Первые годы жизни
Эстер Лурье родилась в 1913 году в Лиепае, Латвия. Во время учебы в столице Латвии Риге она интересовалась рисованием и дизайном. После окончания еврейской гимназии Лурье переехала к брату в Брюссель. Она поступила в школу практического искусства, чтобы учиться сценографии. Дополнительное формальное образование Лурье получила в Академии изящных искусств (Academie Royale des Beaux Arts) в Антверпене.
В 1934 году Лурье присоединилась к членам своей семьи в Тель-Авиве. Ее близкие поселились там несколькими годами ранее. Лурье занялась оформлением театральных постановок. К 1938 году она провела выставки своих работ в Иерусалиме и Хайфе. В Тель-Авиве Лурье выиграла престижную премию Дизенгофа.
В конце 1938 года она вернулась в Антверпен для продолжения обучения. Когда осенью 1939 года над Западной Европой нависла угроза войны, Лурье отправилась на восток. Она переехала к своей сестре в Каунас, Литва.
В гетто
После оккупации Литвы немецкой армией Лурье попала в сети нацистского террора. Всех евреев Каунаса заключили в гетто.
Оказавшись в гетто и пребывая в состоянии растерянности, Лурье начала рисовать. На ее рисунках мы видим перемещенные семьи, отчаянно пытающиеся обустроить себе жилье. Люди располагались даже среди тяжелой техники и промышленного оборудования в бывшем ремесленном училище. Другие работы Лурье того периода также передают атмосферу горя и безнадежности. На одном рисунке изображена девушка, на другом — группа людей. Все они носят желтые звезды.
Рисунок Лурье, изображавший обитателей гетто, лихорадочно обыскивающих картофельное поле в поисках еды, привлек к ее работе интерес еврейского совета. Председатель еврейского совета Эльханан Элькес временно освободил Лурье от работы. Также ей поручили документировать жизнь в гетто для тайного архива. К осени 1942 года Эстер на регулярной основе работала с другими художниками, в том числе работниками мастерской вывесок в гетто.
Она умела передать ужас ситуации даже в изображениях обычных, казавшихся мирными сцен. Лурье изобразила застывшую в мертвой тишине площадь Демократу — место смертоносной массовой «селекции». В серии рисунков, выполненных акварелью и тушью, запечатлены еле заметные фигуры людей, проходящих мимо мирных пригородных домов к Девятому форту, месту массовых убийств.
Художник Якоб Лифшиц совместно с Лурье работал над проектом тайного архива. В конце концов он стал главным сотрудником Эстер. Еще одним известным в гетто художником, тесно сотрудничавшим с Эстер, был Йозеф Шлезингер. О Бенционе (Нолике) Шмидте известно мало, но он также работал в художественной мастерской гетто. Единственная его сохранившаяся работа — изображение депортации евреев с площади Демократу в 1942 году.
В июле 1944 года Лурье была депортирована в концентрационный лагерь Штуттгоф. Она прошла несколько лагерей принудительного труда, а в январе 1945 года была освобождена.
После войны
Большинство работ художников Каунасского гетто было утеряно. Так и не была найдена основная часть акварелей и эскизов Лурье — более 200 работ. Вероятно, они были уничтожены, несмотря на то, что в октябре 1943 года, в период депортации евреев в эстонские трудовые лагеря, Эстер поместила свои работы в керамические кувшины и для сохранности закопала их. Сохранилась незначительная часть — несколько эскизов и портретов, которые Авраам Тори тайно закопал в ящиках. В архиве мастерской вывесок удалось найти восемь акварелей и несколько портретных эскизов.
После освобождения Лурье некоторое время находилась в Италии. Она выставила там работы, созданные во время заключения в лагерях принудительного труда, а затем вернулась в Израиль. После войны Лурье уделяла много времени восстановлению работ, посвященных жизни в гетто. Для этого она использовала фотографии рисунков, сделанные Тори на тайной выставке. В 1970-х литовская семья обнаружила пять рисунков тушью, изображавших сцены депортации, и вернула их художнице.
Лурье жила в Тель-Авиве до своей смерти в 1998 году.