"Portrait of Masha Rolnik, Leibisch concentration camp, 1944" by Esther Lurie

Эстер Лурье

Попавшие в заключение в Каунасском гетто художники писали и рисовали портреты и пейзажи. Им даже приказывали делать копии произведений для немецкой администрации и других чиновников Каунаса. Также художники тайно запечатлевали сцены насилия и депортаций. В числе этих талантливых людей была Эстер Лурье.

Первые годы жизни

Esther Lurie and friend Jose at the Institute of Art in Brussels

Фотография Эстер Лурье и ее друга Хосе, студентов Академии изящных искусств в Брюсселе. Здесь они запечатлены отдыхающими на открытой веранде в начале 1930-х годов. Позднее, когда неизбежность войны стала очевидной, Лурье покинула Европу. Брюссель, Бельгия, 1931–1933 годы. 

Credits:
  • US Holocaust Memorial Museum, courtesy of Esther Lurie

Эстер Лурье родилась в 1913 году в Лиепае, Латвия. Во время учебы в столице Латвии Риге она интересовалась рисованием и дизайном. После окончания еврейской гимназии Лурье переехала к брату в Брюссель. Она поступила в школу практического искусства, чтобы учиться сценографии. Дополнительное формальное образование Лурье получила в Академии изящных искусств (Academie Royale des Beaux Arts) в Антверпене.

В 1934 году Лурье присоединилась к членам своей семьи в Тель-Авиве. Ее близкие поселились там несколькими годами ранее. Лурье занялась оформлением театральных постановок. К 1938 году она провела выставки своих работ в Иерусалиме и Хайфе. В Тель-Авиве Лурье выиграла престижную премию Дизенгофа.

В конце 1938 года она вернулась в Антверпен для продолжения обучения. Когда осенью 1939 года над Западной Европой нависла угроза войны, Лурье отправилась на восток. Она переехала к своей сестре в Каунас, Литва.

В гетто

После оккупации Литвы немецкой армией Лурье попала в сети нацистского террора. Всех евреев Каунаса заключили в гетто

Оказавшись в гетто и пребывая в состоянии растерянности, Лурье начала рисовать. На ее рисунках мы видим перемещенные семьи, отчаянно пытающиеся обустроить себе жилье. Люди располагались даже среди тяжелой техники и промышленного оборудования в бывшем ремесленном училище. Другие работы Лурье того периода также передают атмосферу горя и безнадежности. На одном рисунке изображена девушка, на другом — группа людей. Все они носят желтые звезды.

Рисунок Лурье, изображавший обитателей гетто, лихорадочно обыскивающих картофельное поле в поисках еды, привлек к ее работе интерес еврейского совета. Председатель еврейского совета Эльханан Элькес временно освободил Лурье от работы. Также ей поручили документировать жизнь в гетто для тайного архива. К осени 1942 года Эстер на регулярной основе работала с другими художниками, в том числе работниками мастерской вывесок в гетто.

Она умела передать ужас ситуации даже в изображениях обычных, казавшихся мирными сцен. Лурье изобразила застывшую в мертвой тишине площадь Демократу — место смертоносной массовой «селекции». В серии рисунков, выполненных акварелью и тушью, запечатлены еле заметные фигуры людей, проходящих мимо мирных пригородных домов к Девятому форту, месту массовых убийств. 

Художник Якоб Лифшиц совместно с Лурье работал над проектом тайного архива. В конце концов он стал главным сотрудником Эстер. Еще одним известным в гетто художником, тесно сотрудничавшим с Эстер, был Йозеф Шлезингер.  О Бенционе (Нолике) Шмидте известно мало, но он также работал в художественной мастерской гетто. Единственная его сохранившаяся работа — изображение депортации евреев с площади Демократу в 1942 году.

В июле 1944 года Лурье была депортирована в концентрационный лагерь Штуттгоф. Она прошла несколько лагерей принудительного труда, а в январе 1945 года была освобождена.

После войны

"Portrait of Masha Rolnik, Leibisch concentration camp, 1944" by Esther Lurie

«Портрет Маши Рольник, концентрационный лагерь Ляйбиш, 1944 год» работы Эстер Лурье. На этом изображении показаны три эскизных портрета Маши Рольникайте (Рольник), нарисованные Эстер Лурье около 1965 года для обложки книги воспоминаний Маши Ikh muz dertseyin [Я должна рассказать]. Эстер восстановила портреты Маши, которые она нарисовала во время, когда обе девушки были узницами лагеря принудительного труда.

Эстер Лурье активно документировала моменты жизни в Каунасском гетто и в лагерях принудительного труда. Большинство работ она закопала в надежде сохранить их. К сожалению, эти работы были утеряны, и впоследствии Эстер восстановила их, как и эти портреты Маши.

Credits:
  • US Holocaust Memorial Museum, courtesy of Esther Lurie

Большинство работ художников Каунасского гетто было утеряно. Так и не была найдена основная часть акварелей и эскизов Лурье — более 200 работ. Вероятно, они были уничтожены, несмотря на то, что в октябре 1943 года, в период депортации евреев в эстонские трудовые лагеря, Эстер поместила свои работы в керамические кувшины и для сохранности закопала их. Сохранилась незначительная часть — несколько эскизов и портретов, которые Авраам Тори тайно закопал в ящиках. В архиве мастерской вывесок удалось найти восемь акварелей и несколько портретных эскизов.

После освобождения Лурье некоторое время находилась в Италии. Она выставила там работы, созданные во время заключения в лагерях принудительного труда, а затем вернулась в Израиль. После войны Лурье уделяла много времени восстановлению работ, посвященных жизни в гетто. Для этого она использовала фотографии рисунков, сделанные Тори на тайной выставке. В 1970-х литовская семья обнаружила пять рисунков тушью, изображавших сцены депортации, и вернула их художнице.

Лурье жила в Тель-Авиве до своей смерти в 1998 году.

Thank you for supporting our work

We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia. View the list of all donors.

Glossary