Когда синагога в Оберрамштадте горела во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”), пожарные, вместо того чтобы тушить пожар, защищали от возгорания соседний дом. Местные жители смотрят как рушится синагога. Оберрамштадт, Германия, 9-10 ноября 1938 года.
Разрушенный фасад магазина, принадлежавшего евреям и разоренного во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»). Берлин, Германия, 10 ноября 1938 г.
Эти свитки Торы — один из венской синагоги, а другой из Марбурга — были осквернены во время "Хрустальной ночи" ("Ночи разбитых витрин"), жестокого еврейского погрома 9-10 ноября 1938 года. Погромы были организованы по всей территории Германии, которая к тому времени включала в себя Австрию и Судетскую область Чехословакии. Изображенные здесь свитки были найдены немецкими гражданами и сохранены ими до конца войны.
Из-за усиливавшихся антиеврейских мер и погрома «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин») 1938 года, семья Йоханны решила покинуть Германию. Они получили албанскую визу, пересекли Италию и оттуда в 1939 году отплыли в Албанию. Они оставались в Албании во время итальянской оккупации и затем, после капитуляции Италии в 1943 году, — во время немецкой оккупации. Семья была освобождена в ходе сражения между немцами и албанскими партизанами в декабре 1944 года.
Дора, ее родители, брат, тетя, дядя и два двоюродных брата жили вместе в доме ее деда в Эссене, Германия. Семья Унгеров строго исполняла предписания еврейской религии, и когда Доре исполнилось 8 лет, она начала регулярно посещать собрания религиозной молодежной организации "Брит ХаНоар".
1933 - 1939 гг. В октябре 1938 г. у муниципального бассейна учительница со слезами на глазах объяснила мне, что "евреям здесь больше плавать нельзя". Всего лишь через несколько недель, 9 ноября, евреев начали арестовывать, а их имущество уничтожать. Нас пытался защитить сосед, однако той ночью, когда вся наша семья в страхе собралась вместе, нацисты нашли наш дом. Внезапно в окно влетел топор и упал около моей головы. Через несколько дней мы бежали в Нидерланды.
1940 - 1945 гг. В Амстердаме родители не могли работать, поскольку были беженцами, и не могли обеспечить нас с братом. Еврейская благотворительная организация направила меня в приют Бюргервеешус, в котором уже содержалось 80 детей еврейских беженцев. Когда в мае 1940 г. немецкие части вторглись в Нидерланды, «Мама Висмюллер» велела нам всем одеваться. «Мама» была голландской женщиной, спасшей тысячи детей, переправив их в Англию. Нас отвезли к причалу на автобусе и посадили на корабль «Боденгравен».
Оставшуюся часть войны Дора провела в Англии. Ее родители и брат погибли в лагерях Собибор и Освенцим. В 1946 г. Дора эмигрировала в Израиль.
Инга была единственной дочерью Бертольда и Регины Ауэрбахер, религиозных евреев, живших в Киппенхайме, поселке на юго-западе Германии, недалеко от Шварцвальда. Ее отец торговал тканями. Семья жила в большом 17-комнатном доме и держала слуг, помогавших по хозяйству.
1933-39: 10 ноября 1938 года хулиганы бросали камни и разбили в нашем доме все окна. В тот же день полиция арестовала отца и дедушку. Мы с мамой и бабушкой прятались в сарае, пока все не стихло. Когда мы вышли, еврейских мужчин нашего города уже увезли в концлагерь Дахау. Моему отцу и деду разрешили вернуться домой через несколько недель, но в мае дедушка умер от сердечного приступа.
1940-45: Когда мне было семь лет, меня вместе с родителями депортировали в Терезиенштадтское гетто в Чехословакии. Когда мы туда приехали, у нас все забрали, кроме одежды, которая была на нас, и моей куклы Марлен. Условия в лагере были ужасные. Картошка ценилась на вес золота. Я почти все время была голодна, испугана и больна. На мое восьмилетие родители подарили мне крошечную картофельную запеканку, в которой было чуть-чуть сахара, на девятилетие — сшитый из лоскутков наряд для моей куклы, а когда мне исполнилось десять лет — стихотворение, написанное моей мамой.
8 мая 1945 года Инга и ее родители были освобождены из Терезиенштадтского гетто, в котором они провели около трех лет. В мае 1946 года они эмигрировали в Соединенные Штаты.
Kristallnacht, буквально “Хрустальная ночь” – обычно переводится с немецкого как “Ночь разбитых витрин”. Так назван жестокий антиеврейский погром, произошедший 9 и 10 ноября 1938 года. Охватив всю Германию, погром распространился на Австрию и Судетскую область Чехословакии. Сотни синагог по всему рейху были варварски разрушены, разграблены и разбиты. Многие были подожжены. Пожарные получили указания не тушить пожары, но предотвращать распространение огня на близлежащие здания. Витрины магазинов, принадлежавших евреям, были разбиты, а товары разворованы. Еврейские кладбища были осквернены. Многие евреи стали жертвами нападения банд “штурмовиков” (СА). По меньшей мере 91 еврей погиб во время погрома.
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года нацистский режим организовал волну антисемитских погромов в Германии. Это событие известно как «Ночь разбитых витрин» («Хрустальная ночь», Kristallnacht). Своим названием оно обязано стеклу битых витрин, усеявшему улицы после нападений.
Погромы должны были создавать впечатление спонтанной вспышки гнева, направленного на евреев. На самом деле это мероприятие координировали нацистские лидеры с ведома Адольфа Гитлера. Ночью 9 ноября членам нацистских военизированных отрядов (СС, СА и Гитлерюгенд) было приказано совершить нападения на еврейские общины.
На протяжении последующих часов и дней организованные группы нацистов громили здания, принадлежавшие евреям, проживавшим в нацистской Германии. Были сожжены сотни синагог. Нападающие разбили витрины и повредили тысячи магазинов, принадлежавших евреям. Были разрушены еврейские кладбища и дома евреев. По приказу нацистских лидеров полицейские и пожарные игнорировали атаки. Полицейские не сделали ничего для защиты евреев и их имущества. Пожарные бригады не тушили огонь в синагогах. Во время «Хрустальной ночи» и после нее погибли сотни евреев.
На следующее утро полицейские получили следующий приказ нацистов — арестовать около 30 000 мужчин немецко-еврейского происхождения. Эти люди не совершали никаких преступлений. Полицейские брали их под арест исключительно потому, что жертвы были евреями. Их отправили в концентрационные лагеря Дахау и Бухенвальд. Еврейские сообщества и семьи были шокированы и напуганы арестами. Если члены семьи арестованного подтверждали, что у них есть намерение и возможность покинуть Германию, нацистские власти освобождали его. Остальные мужчины погибли в концентрационных лагерях.
«Ночь разбитых витрин» стала одной из поворотных точек в жизни немецких евреев. Многие из них пришли к выводу, что в нацистской Германии у них нет будущего.
Ключевые даты
7 ноября 1938 года Повод для «Хрустальной ночи»: Гершель Гриншпан совершил покушение на Эрнста фом Рата. Гриншпан — 17-летний еврей польско-немецкого происхождения, проживавший в Париже. Фом Рат — немецкий дипломат невысокого ранга, служивший в посольстве Германии в Париже. Предполагается, что на этот поступок Гриншпана толкнуло отчаяние, которое он испытал, когда узнал о судьбе родителей, выселенных нацистским режимом из Польши в Германию. Нацисты использовалиубийство для подогрева антисемитских настроений. Они утверждают, что Гриншпан действовал не в одиночку, а был участником широкомасштабного еврейского заговора против Германии. 9 ноября фом Рат умер, и его смерть стала поводом для «Хрустальной ночи».
9 ноября 1938 года Йозеф Геббельс инициировал «Хрустальную ночь» Руководители нацистской партии со всей Германии собрались в Мюнхене по поводу годовщины «Пивного путча»(провальной попыткм Адольфа Гитлера захватить власть в Германии в 1923 году). На этом мероприятии стало известно, что фом Рат умер от ран. В ответ министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс произнес пламенную антисемитскую речь. С разрешения Гитлера он призвал к нападению на общины немецких евреев. Выслушав речь, нацистские чиновники совершили звонки в свои округа и передали указания Геббельса. Результатом стал погром, который вошел в историю под названием «Ночь разбитых витрин» («Хрустальная ночь», Kristallnacht).
15 ноября 1938 года Осуждение американцами «Хрустальной ночи» Американские газеты вышли с заголовками, осуждающими насилие во время «Хрустальной ночи». На пресс-конференции, прошедшей 15 ноября 1938 года, президент США Франклин Д. Рузвельт выступил с осуждением антисемитского погрома. В своем официальном заявлении он написал: «С трудом верится, что подобное могло произойти в цивилизованном двадцатом веке». Президент отозвал посла США из Германии.
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia.
View the list of all donors.