Якоб был одним из семи сыновей, росших в религиозной еврейской семье. Они жили в городке Гомбин, расположенном в 80 км к западу от Варшавы, где отец Якоба занимался шитьем кепок. В Гомбине находилась одна из старейших польских синагог, построенная из дерева в 1710 году. Как и большинство других еврейских семей Гомбина, семья Якоба жила вблизи синагоги. Семья из девяти человек ютилась в однокомнатной квартире на верхнем этаже трехэтажного здания.
1933-1939 годы. 1 сентября 1939 года, всего за несколько месяцев до того, как мне исполнилось 10 лет, Германия начала войну с Польшей. Войдя в наш город, немцы облили синагогу и близлежащие дома бензином и подожгли их. Всех еврейских мужчин согнали на территорию рынка и держали в окружении, до тех пор пока наша синагога и дома не сгорели дотла. Наш дом тоже облили бензином, но огонь до него не дошел.
1940-1945 годы. В возрасте 12 лет меня в составе группы мужчин отправили в трудовой лагерь. Более года спустя нас отправили в Освенцим. На следующий день после нашего прибытия нас с братом Хаимом выстроили в шеренгу вместе с другими детьми и стариками. Я спросил другого заключенного, что теперь с нами будет. Он показал на трубы: «Завтра дым будет идти от сжигания ваших тел». Он сказал, что если нам удастся получить татуировку с номером на руке, то, вместо того чтобы нас убить, нас отправят работать. Мы пробрались к уборной, потом выскользнули через заднюю дверь и стали в очередь за мужчинами, которым наносили татуировки.
После 17 месяцев в Освенциме Якоба отправили в лагеря, расположенные на территории Германии. Его освободили в апреле 1945 года на территории, соседствующей с Австрией, и в возрасте 16 лет он эмигрировал в США.
Просмотр