Хая была старшей из четырех детей в зажиточной еврейской семье, проживавшей в северовосточном польском городе Ивье. Ее отец зарабатывал на жизнь кузнечным делом. Хая сначала ходила в частную еврейскую школу, где преподавались как религиозные, так и общие предметы; в четвертом классе она перешла в общественную школу и продолжала посещать еврейскую школу днем.
1933 - 1939 гг. Я входила в одну из сионистских молодежных организаций в Ивье. Мы слушали лекции, в том числе часто о Палестине [Ишуве], много занимались спортом. В 1937 г. я окончила среднюю школу и пошла учиться на портниху. Когда в 1939 г. наша область отошла к СССР, я поступила в медицинское училище в Слониме. До присоединения к СССР я не могла позволить себе это, однако теперь государство оплачивало высшее образование.
1940 - 1942 гг. Когда Германия вторглась в СССР, я вернулась в Ивье. В 1942 г. партизанский отряд, в который входил мой друг Рубен, помог мне бежать из Ивьеского гетто. После этого я работала в партизанской больнице, находившейся в замаскированной лесной землянке. Медикаменты удавалось доставать только из захваченных немецких магазинов, оперировали при свете масляных ламп. Инструменты стерилизовали кипячением. В качестве обезболивающего средства использовали спиртные напитки, для обработки ран — соль. Если не удавалось достать хирургическую пилу, ампутации проводились с помощью плотницкой.
Хая и Рубен поженились в 1942 г., еще будучи партизанами. Их освободили в июле 1944 г., позднее в 1949 г. они эмигрировали в США.
Просмотр