Януш Корчак
Януш Корчак — известный врач и писатель, руководитель еврейского приюта в Варшаве с 1911 по 1942 год. Корчак и сотрудники его приюта не оставили детей даже во время депортации в лагерь смерти Треблинка в августе 1942 года.
Януш Корчак — это псевдоним польского еврейского врача и писателя Хенрика Гольдшмидта. Он стал известен в начале 1900-х годов как автор повестей для детей и книг о воспитании для взрослых. Гольдшмидт родился в конце 1870-х годов в ассимилированной еврейской семье в Варшаве. Он выучился на педиатра. Его представление о воспитании детей было необыкновенно прогрессивным: по его мнению, взрослые должны были относиться к детям с любовью и уважением. Популярность Гольдшмидта как писателя росла, и он стал известен жителям Польши как Януш Корчак.
В 1911 году Корчак основал новый еврейский приют в Варшаве. На протяжении десятилетий Януш Корчак и его соратница Стефания «Стефа» Вильчинская руководили детским домом, воплощая в жизнь разработанную им концепцию воспитания. У каждого воспитанника были права и обязанности, и каждый нес ответственность за свои поступки. Приют был своего рода «детской республикой». Юные воспитанники регулярно устраивали суды, на которых заслушивались обращения и выносились решения.
Также дети принимали участие в подготовке номеров журнала Mały Przegląd («Малое обозрение»). Mały Przegląd регулярно публиковался в качестве приложения к выходившей на польском языке сионистской газете Nasz Przegląd («Наше обозрение»). В отличие от многих других детских периодических изданий того времени дети самостоятельно выбирали темы для своих работ и решали, о чем следует писать в журнале.
Корчак начал выступать на радио под псевдонимом «Старый доктор», что еще больше укрепило его авторитет. Он читал истории, беседовал с детьми и делился своими взглядами в свободной форме, благодаря чему его передача стала популярной как у детей, так и у взрослых. Из-за роста антисемитизма в Польше в середине 1930-х годов Корчак потерял эту работу. Тем не менее, в первые недели после вторжения Германии в Польшу (1 сентября 1939 года) он на время вернулся к регулярному вещанию. Корчак пытался поддерживать и утешать слушателей, пока СССР и нацистская Германия не разделили Польшу в конце сентября 1939 года.
Осенью 1940 года нацистские власти организовали в Варшаве гетто. Еврейская община была вынуждена оплатить сооружение стены, которая отделяла гетто от остальной части города. Условия жизни в перенаселенном и страдающем от нехватки ресурсов гетто были крайне тяжелыми. От истощения и болезней умерли десятки тысяч человек, множество детей осталось без присмотра.
Записки Корчака из гетто повествуют о постоянных попытках достать еду и лекарства для детей, которых в приюте становилось все больше. Проблемы со здоровьем появились и у самого Корчака. Большую часть времени Корчак тратил на сбор пожертвований с целью доставки еды в детский дом.В дневнике он пишет о своих попытках сохранить душевное и эмоциональное благополучие детей. Небольшой коллектив делал все возможное для того, чтобы жизнь в приюте казалась нормальной, несмотря на ужасные условия в гетто. Детей старались занять учебой, устраивали лекции, концерты и театральные представления.
В конце июля 1942 года нацистские власти приступили к массовым депортациям сотен тысяч евреев из Варшавского гетто в лагерь смерти Треблинка. Польские друзья Корчака за пределами гетто были готовы укрыть его или предоставить поддельные документы, чтобы помочь избежать депортации. Корчак отказался покидать гетто. Он и его сотрудники приняли решение не заниматься личным спасением. Они были намерены заботиться о детях до самого конца.
В начале августа 1942 года оккупационные власти депортировали воспитанников всех детских домов Варшавского гетто. Утром 5 или 6 августа немецкие полицейские неожиданно прибыли в приют Корчака и приказали очистить здание. Корчак, Вильчинская и остальные сотрудники быстро собрали детей на улице. В сопровождении самоотверженных воспитателей почти две сотни детей проследовали по оживленным улицам гетто к Умшлагплатц (пункту сбора). Корчак и его коллеги утешали детей, чтобы те не паниковали. По свидетельствам очевидцев, дети прошли по улицам гетто спокойно и дисциплинированно.
После прибытия на Умшлагплатц Корчак и его коллеги погрузились в вагоны вместе с детьми. Вагоны перевозили депортированных в лагерь смерти Треблинка, расположенный примерно в 96 км к северо-востоку от Варшавы. Условия в душных и переполненных вагонах для скота были смертельно опасны для истощенных и больных людей. Многие пассажиры погибали. Практически всех евреев, переживших смертоносное путешествие из Варшавского гетто в Треблинку летом 1942 года, убивали сразу после прибытия. В том, что все дети и их воспитатели были убиты в день прибытия в Треблинку, практически нет сомнений.
Жизнь Януша Корчака — писателя, врача и борца за права детей — продолжает вдохновлять педагогов и специалистов по уходу за детьми. Корчак одинаково гордился как своим польским гражданством, так и еврейскими корнями. Как польское, так и еврейское сообщества отдают должное делу его жизни и жертве, принесенной ради подопечных.