Толпа, собравшаяся на Оперной площади в Берлине, чтобы сжечь книги, которые были объявлены

Термин «сожжение книг» относится к ритуальному уничтожению книг или других письменных материалов в кострах. Сожжение книг представляло собой элемент цензуры и часто происходило публично с целью продемонстрировать отрицательное отношение к сжигаемой литературе по культурным, религиозным или политическим мотивам.

Акции по сожжению книг имеют длинную и темную историю. Но пожалуй, самым известным событием стало сжигание книг при нацистском режиме 10 мая 1933 года, которому предшествовал инцидент, произошедший в Германии девятнадцатого века. В 1817 году Студенческие ассоциации Германии (Буршеншафт) решили в честь 300-летия 95 тезисов Лютера провести фестиваль в Вартбурге, замке в Тюрингии, где Лютер искал убежище после отлучения от церкви. Студенты, выступающие за объединенную страну, - Германия тогда состояла из множества государств - сожгли антинациональные и реакционные тексты и литературу, рассматриваемые студентами как «антинемецкие».

В 1933 году нацистские власти Германии стремились ввести профессиональные и культурные организации в систему нацистской идеологии и политики (Гляйхшальтунг). В соответствии с этим стремлением нацистский министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс приступил к приведению искусства и культуры Германии в соответствие с целями нацистов. Власти очищали культурные организации от евреев и других политически неблагонадежных лиц или тех, кто исполнял или создавал произведения искусства, которые согласно нацистской идеологии считались «дегенеративными».

В попытке ввести в систему литературное сообщество у Геббельса были сильные союзники в Национал-социалистическом союзе студентов Германии (Nationalsozialistischer Deutscher Studentenbund или NSDStB). Студенты немецких университетов находились в авангарде истоков нацистского движения, и в конце 1920-х многие из них пополнили ряды различных нацистских формирований. Идеи ультранационализма и антисемитизма нерелигиозных студенческих организаций, объединявших выходцев из среднего класса, оставались ярко выраженными и громогласно провозглашались в течение десятилетий. После Первой мировой войны многие студенты выступали против Веймарской Республики (1919–1933 гг.) и считали, что национал-социализм является приемлемым средством для выражения их политического несогласия и враждебности.

«Нацистский план»: сожжение книг

6 апреля 1933 года Отдел прессы и пропаганды Студенческой ассоциации нацистской Германии оповестил о проведении по всей стране «Акции против антинемецкого духа», апофеозом которой стала «очистка» (Säuberung) огнем. Местные отделения должны были снабжать прессу официальными сообщениями и заказными статьями, предлагать черные списки «антинемецких» авторов, финансировать публичные выступления известных деятелей нацистской партии и договариваться о трансляциях в радиоэфире. 8 апреля студенческий союз также подготовил «Двенадцать тезисов», преднамеренно ассоциирующиеся с 95 тезисами Мартина Лютера: декларации, описывающие основы «чистоты» национального языка и культуры. Тезисы, публикуемые на плакатах, критиковали «еврейский интеллектуализм», заявляли о необходимости «очищения» немецкого языка и литературы и требовали, чтобы университеты стали центрами немецкого национализма. Студенты описывали «акцию» как ответ на всемирную еврейскую «клеветническую кампанию» против Германии и подтверждение традиционных немецких ценностей.

В символическом акте, ставшем зловещим предзнаменованием, 10 мая 1933 года студенты университетов сожгли более 25 тысяч томов «антинемецких» книг, предвещая эру государственной цензуры и контроля над культурой. Вечером 10 мая в большинстве университетских городов студенты из правого крыла провели факельные шествия «против антинемецкого духа». Сценарии ритуалов предусматривали обращения высокопоставленных нацистских деятелей, профессоров, ректоров университетов и лидеров студенческих организаций к участникам и зрителям. В местах проведения митингов студенты церемониально бросали изъятые и «нежелательные» книги в костры под музыку оркестров и принимали так называемую «присягу огнем». В Берлине около 40 тысяч людей собрались на Оперной площади, чтобы послушать пламенную речь Йозефа Геббельса: «Долой декадентство и моральное разложение!» Предписывал Геббельс толпе. «Да - порядочности и нравственности в семье и государстве! Я предаю огню сочинения Генриха Манна, Эрнста Глезера и Эриха Кестнера».

Среди авторов книг, которые студенческие лидеры сжигали в ту ночь, были хорошо известные социалисты, такие как Бертольд Брехт и Август Бебель; основатель концепции коммунизма Карл Маркс; «буржуазные» писатели-критики, такие как австрийский драматург Артур Шнитцлер, и носители «тлетворного иностранного влияния», такие как американский писатель Эрнест Хемингуэй. Костры также поглотили некоторые книги немецкого лауреата Нобелевской премии 1929 года Томаса Манна, чья поддержка Веймарской республики и критика фашизма вызывали гнев у нацистов, а также автора многих международных бестселлеров Эриха Марии Ремарка, чье правдивое описание войны в романе «На Западном фронте без перемен» нацистская идеология поносила как «литературное предательство солдат Первой мировой войны». Эрих Кестнер, Генрих Манн и Эрнст Глезер, оклеветанные гневной риторикой Геббельса, были представителями ранней немецкой литературной критики нацистского режима, хотя Генрих Манн стал известным в качестве автора книги «Учитель Гнус», экранизация которой появилась в немецких кинотеатрах в 1930 году под названием «Голубой ангел», а Кестнер был прежде всего известен своими литературными произведениями для детей и молодежи. К числу других писателей, включенных в черные списки, относились американские авторы Джек Лондон, Теодор Драйзер и Хелен Келлер, которая верила в социальную справедливость, защищала права инвалидов, выступала за пацифизм, улучшение условий для промышленных рабочих и избирательные права женщин.

Крупнейшие сожжения книг, май 1933 года

Не все акции по сожжению книг состоялись 10 мая, как планировал Союз студентов Германии. Некоторые были отложены на несколько дней из-за дождя. Другие по решению местных отделений союза состоялись 21 июня в традиционный праздничный день летнего солнцестояния в Германии, в который разжигаются костры. Тем не менее, проведенная 10 мая в 34 университетских городах по всей Германии «Акция против антинемецкого духа» оказалась успешной и широко освещалась в прессе. В некоторых городах, в частности Берлине, речи, песни и церемониальное скандирование участников передавались многочисленным немецким радиослушателям «в прямом эфире». Пропаганда «арийской» культуры и запрет других видов художественных произведений были еще одним средством в стремлении нацистов «очистить» Германию. Естественно, в числе авторов, чьи книги подвергались сожжению, были еврейские писатели, среди которых были такие известные современные авторы, как Франц Верфель, Макс Брод и Стефан Цвейг.

В числе книг, подвергавшихся сожжению, были также творения знаменитого немецкого поэта девятнадцатого века Генриха Гейне, который написал в своей пьесе 1820-1821 гг. «Альманзор» знаменитое увещевание «Dort, wo man Bücher verbrennt, verbrennt man am Ende auch Menschen»: «Там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».