Роль предпринимателей
Гитлер и нацистские фанатики — не единственные, кто несет ответственность за преследование евреев и представителей других групп. Лидеры нацистской партии требовали активной поддержки и сотрудничества от специалистов из самых разных сфер, которые далеко не всегда были убежденными нацистами. В их число входили крупные предприниматели.
Заботясь главным образом о прибылях и выживании своих предприятий, они принимали участие в преследовании евреев.Они активно содействовали или соглашались с увольнением еврейских директоров и сотрудников, «ариизацией» еврейских компаний и использованием труда евреев во время войны.
Руководители банков, страховых компаний, других коммерческих организаций и промышленных предприятий принимали участие в преследовании евреев. Многие из них причастны к «ариизации» экономики Германии, изъятию принадлежавших евреям ресурсов и использованию принудительного труда во время войны.
Поначалу некоторые крупные немецкие банки и организации противодействовали «ариизации», в том числе пытаясь защитить свои интересы и удержать квалифицированных сотрудников. Однако к 1937 году они в основном подчинились закону, требующему увольнения евреев-руководителей, членов правлений и рядовых сотрудников. Некоторые крупные банки и фирмы перевели еврейских руководителей в зарубежные подразделения. Также большие банки были задействованы в «ариизации» крупных еврейских фирм и экспортно-импортных организаций: через них проходили изъятия имущества.
У банков имелась некоторая возможность для маневра, поэтому не все их действия были недобросовестными. «Ариизированные» банки и другие предприятия не должны были попасть в руки неэффективных управленцев, поэтому собственность не всегда переходила к участникам аукционов, предлагавшим самую низкую цену, и некоторые еврейские предприниматели получили относительно справедливую компенсацию. Как бы то ни было, для многих немецких предпринимателей стремление к максимизации прибыли, эффективности в долгосрочной перспективе и выживанию банка или бизнеса нередко становилось более сильным аргументом, чем предубеждения по отношению к евреям.
Во время войны некоторые частные компании оказались замешаны в одном из преступлений Холокоста — использовании принудительного труда. На принудительных работах погибло около полумиллиона евреев. Одна из крупнейших немецких корпораций, I.G. Farben, имела фабрику по производству синтетического топлива и каучука рядом с Освенцимом, где трудились до 35 000 заключенных; не менее 27 000 рабочих, в основном евреев, погибли из-за тяжелых условий. Фирма Hugo Scheider использовала принудительный труд на заводе по производству боеприпасов в оккупированной Польше; четыре пятых из числа 25 000 евреев, работавших на заводе в Скаржиско-Каменна, не выдержали нездоровых условий труда.
Продукция других немецких фирм использовалась для убийства, к примеру пестицид «Циклон Б» производства Degussa и печи крематориев производства Topf & Sőhne. После войны директора этих компаний попытались дистанцироваться от совершенных преступлений, утверждая, что не знали, для чего предназначалась их продукция.