Как квалифицировались преступления?
После Второй мировой войны Союзники-победители пошли на беспрецедентные меры: создали Международный военный трибунал (МВТ), чтобы привлечь лидеров Германии к индивидуальной ответственности за нарушения международного права. Нюрнбергский трибунал заложил основу для новой системы международного уголовного права и ответственности, которая продолжает развиваться и сегодня.
Ключевые факты
-
1
В августе 1945 года четыре главные Союзные державы подписали Нюрнбергский устав (также известен как Лондонское соглашение и устав). На основании Устава создавался Международный военный трибунал (МВТ), которому предстояло осудить лидеров Германии, ответственных за развязывание Второй мировой войны и массовые преступления.
-
2
Нюрнбергский устав возлагал на МВТ обязанность провести справедливые судебные процессы над обвиняемыми в следующих преступлениях: военных, преступлениях против мира и преступлениях против человечности.
-
3
В 1946 году ООН приняла положения Нюрнбергского устава и решения МВТ в качестве обязательных к исполнению международных законов. Принципы и прецеденты, созданные Уставом и МВТ, заложили основы современного международного уголовного права.
Никогда еще в истории права не делалось попытки включить в рамки одного процесса события целого десятилетия, происходившие на целом континенте и касающиеся ряда стран, бесчисленного количества людей и происшествий.
—Главный обвинитель от США Роберт Х. Джексон
Вступительная речь перед Международным военным трибуналом
Прослушайте отрывок
Введение
В настоящее время существует свод международного уголовного права, на основании которого виновные в массовых зверствах привлекаются к ответственности. Международные и национальные суды выносили решения по таким преступлениям, как геноцид, военные преступления и преступления против человечности, совершенным в ряде стран. В числе этих стран бывшая Югославия, Руанда, Сьерра-Леоне и Камбоджа. В основе международного уголовного права лежат прецеденты, созданные Международным военным трибуналом (МВТ) в Нюрнберге.
Нюрнбергский устав
Еще перед окончанием Второй мировой войны президент США Франклин Д. Рузвельт, британский премьер-министр Уинстон Черчилль и советский лидер Иосиф Сталин подписали Московскую декларацию, в которой было указано, что лица, ответственные за совершение зверств, таких как массовое уничтожение евреев, должны быть осуждены в соответствии с законами государств, на территории которых эти преступления были совершены. Три лидера приняли решение о том, что главные военные преступники, чьи злодеяния не могут быть привязаны к конкретной географической области, должны быть наказаны совместным решением Союзных правительств. Форма наказания для главных военных преступников определена не была. В тот момент Черчилль и Сталин выступали за то, чтобы просто казнить их.
После окончания войны в мае 1945 года правительство США предложило провести процесс над главными военными преступниками в особом суде. 8 августа 1945 года представители США, Франции, Великобритании и Советского Союза подписали Лондонское соглашение и устав (документ также известен как Нюрнбергский устав). На основании соглашения создавался Международный военный трибунал (МВТ) в немецком городе Нюрнберге, которому предстояло осудить лидеров Германии, ответственных за развязывание Второй мировой войны и массовые преступления. Устав определил правила и задачи МВТ и круг преступлений, которые подлежали разбирательству.
Положения Устава
Согласно Нюрнбергскому уставу каждая из основных Союзных держав — Франция, Великобритания, СССР и США — назначала в состав МВТ одного судью и одного заместителя судьи. Любое решение принималось большинством голосов четырех судей, рассматривавших дело.
Устав предписывал МВТ проводить разбирательство справедливо и предоставить обвиняемым возможность реализовать свои процессуальные права. Среди них были: право на представительство адвоката в суде, право на перекрестный допрос свидетелей, предоставление доказательств и свидетельских показаний в защиту.
В тоже время, согласно Уставу, заявления обвиняемых о том, что они всего лишь выполняли приказ, не освобождали их от ответственности за совершенные преступления. Обвиняемым также запрещалось утверждать, что они не подлежат осуждению по международному законодательству за деяния, совершенные в качестве официальных представителей суверенной власти.
Квалификация преступлений
Нюрнбергский устав (Лондонское соглашение и устав) давал МВТ полномочия «судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран Оси индивидуально или в качестве членов организаций , совершили любое из следующих преступлений»:
Преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, а также вступление в сговор о совершении таких действий.
Военные преступления — «нарушения законов и обычаев войны», в том числе убийства, жестокое обращение, депортация, принуждение гражданских лиц к рабскому труду, убийства и жестокое обращение с военнопленными, убийства заложников, грабежи и акты безосновательного разрушения.
Преступления против человечности — убийства, истребление, порабощение, депортация и нечеловеческие обращение с гражданскими лицами, гонения по политическим, расовым или религиозным мотивам.
Обвинения в военных преступлениях строились на существовавших международных законах и обычаях. Преступления против мира и преступления против человечности были впервые определены как наказуемые в соответствии с международным правом правонарушения. Составители Устава утверждали, что обе новые категории основаны на принятых до Второй мировой войны международных конвенциях и декларациях, осуждавших агрессивные войны и нарушение законов человечности.
Также Устав уполномочивал МВТ определять, действовал ли обвиняемый в совершении преступлений как участник какой-либо организации. В этом случае МВТ имел право признать такую организацию преступной.
Обвинения и приговоры МВТ
Процесс над 22 лидерами Германии, представшими перед МВТ в Нюрнберге, начался 20 ноября 1945 года и завершился 1 октября 1946 года. МВТ рассматривал не только совершение обвиняемыми трех видов преступлений, указанных в Уставе, но и четвертое обвинение: заговор в целях совершения какого-либо из этих трех преступлений. Также трибунал должен был определить, являются ли преступными некоторые организации нацистской партии, немецкого государства и армии.
МВТ оправдал 3 подсудимых и осудил 19 оставшихся. 12 человек из числа этих 19 были приговорены к смертной казни.
МВТ признал преступными следующие организации: руководящий корпус нацистской партии; гестапо (Geheime Staatspolizei или тайная государственная полиция); СД (Sicherheitsdienst или Служба безопасности рейхсфюрера СС) и собственно СС.
МВТ ограничил круг преступлений против человечности деяниями, совершенными во время войны. Это означало, что трибунал не рассматривал преступления против человечности, совершенные в довоенное время.
Нюрнбергские принципы
Через два месяца после вынесения Международным трибуналом вердикта Генеральная ассамблея ООН единогласно признала его решения, а также положения Нюрнбергского устава обязательными нормами международного права. На основании Устава и решений трибунала Комиссия международного права ООН определила ряд принципов развития и применения международного уголовного права.
Основные «Нюрнбергские принципы»:
- Преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности являются нарушениями международного права.
- Любое лицо, совершившее международное преступление, в том числе лидер государства, подлежит юридической ответственности.
- Наказание за международные преступления должно быть определено справедливым судебным процессом на основе фактов и законодательства.
- Исполнитель международного преступления, действовавший, подчиняясь приказам высшего руководителя, все равно несет юридическую ответственность за преступление.
С момента вынесения Международным трибуналом вердикта количество актов международного уголовного законодательства существенно выросло. Например, в 1948 году ООН признала геноцид международным преступлением, утвердив Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. В список деяний, классифицирующихся как военные преступления и преступления против человечности, были добавлены другие правонарушения, такие как пытки и сексуальное насилие. Хотя, нормативная база международного уголовного права возросла, его реализация по-прежнему строится на прецедентах и принципах, заложенных Нюрнбергским уставом и МВТ.
Footnotes
-
Footnote reference1.
Перевод с английского языка:
Во имя справедливости к странам и людям, участвующим в этом судебном преследовании, я должен напомнить вам о некоторых трудностях, которые могут сказаться на этом процессе. Никогда еще в истории права не делалось попытки включить в рамки одного процесса события целого десятилетия, происходившие на целом континенте и касающиеся ряда стран, бесчисленного количества людей и происшествий. Несмотря на масштабы этой задачи, мир потребовал немедленных действий. Необходимо было удовлетворить это требование даже в ущерб профессиональному мастерству. У меня на родине давно учрежденные суды, следующие привычному нам процессу судопроизводства, опирающиеся на хорошо изученные прецеденты и разбирающие правовые последствия местных и ограниченных в масштабе событий, редко начинают процесс через год после совершения преступления. Однако, менее восьми месяцев тому назад этот зал, в котором вы заседаете, был вражеской крепостью под властью германских войск СС. Менее восьми месяцев тому назад почти все наши свидетели и документы находились в руках врага. Закон не был кодифицирован; судопроизводство не было установлено; трибунал не был учрежден; здесь не было здания суда, пригодного для использования; сотни тонн официальных немецких документов не были просмотрены; штат обвинителей не был подобран; почти все подсудимые были на свободе, и четыре державы, возбудившие судебное преследование, еще не объединились для совместного суда над обвиняемыми. Я менее чем кто-либо другой стану отрицать, что дело легко может пострадать от незавершенности расследования и что оно, вполне вероятно, не будет являть собой образец профессиональной работы, за который в обычное время была бы готова поручиться любая из ведущих судебное преследование держав. Тем не менее, это дело вполне достаточно подготовлено для того, чтобы по нему было вынесено решение, что мы и попросим вас соблаговолить сделать. Что же касается полного его развития — это мы будем вынуждены предоставить историкам.