Ханне родилась в еврейской семье в немецком городе Карлсруэ. Ее отец Макс был фотографом. В 1925 году, когда он умер, ее мать Элла взяла на себя работу в студии. В 1930 году Ханне пошла в школу.
1933-39: В апреле 1933 года на нашу студию, как и на другие еврейские магазины и предприятия в Карлсруэ, приклеили знак, призывающий к бойкоту: "Не покупайте у евреев". В школе одна одноклассница так довела меня своими издевками, что я порвала ей свитер. После ноябрьских погромов 1938 года в студии было много работы — печатали фотографии для новых удостоверений, помеченных буквой "J", которые евреи были обязаны носить с собой. Студия работала вплоть до 31 декабря, когда были закрыты все еврейские предприятия.
1940-44: В 1940 году нас отправили в Гюрс, лагерь в вишистской Франции, на самой границе с Испанией. У социального работника я узнала, что пастор из городка Шамбон хочет вызволить детей из лагеря. Этот социальный работник был из "Общества помощи детям", и он вывез меня из лагеря. Быть снова свободной было восхитительно. Но в 1942 году немецкие облавы докатились даже до Шамбона, и меня отправили прятаться на ферме, сначала на одной, а потом и на другой. Крестьяне были рады помочь. Один сказал: "Пусть мы небогаты, но хотим помочь многим людям". В начале 1943 года я бежала в Швейцарию.
После войны Ханне жила в разных швейцарских городах. В 1945 году она вышла замуж за Макса Либманна, и три года спустя они с мужем и дочерью эмигрировали в Соединенные Штаты.
ПросмотрБелла была старшей из четырех детей в еврейской семье, проживавшей в Сосновце. Ее отец владел трикотажной фабрикой. Когда немцы вторглись в Польшу в 1939 году, они конфисковали фабрику. Принадлежавшую семье мебель передали немецкой женщине. В 1941 году Беллу заставили работать на фабрике в гетто Сосновца. В конце 1942 года семью депортировали в Бедзинское гетто. В 1943 году Беллу депортировали в Гребен, вспомогательный лагерь Гросс-Розена, а в 1944-м — в Берген-Бельзен. В апреле 1945 года она была освобождена, а в 1946-м эмигрировала в США.
ПросмотрКак и другие евреи, Левенты оказались запертыми в Варшавском гетто. В 1942 году во время облавы немцы схватили мать и сестру Абрахама, а ему самому удалось спрятаться в подвале. Мать и сестра погибли. Абрахама отправили на принудительные работы недалеко от города, но он сумел сбежать и вернуться в гетто, к своему отцу. В 1943 году они оба были депортированы в Майданек, где отец Абрахама умер. Затем Абрахам прошел через лагеря Скаржиско, Бухенвальд, Шлибен, Бизинген и Дахау. Уже после того, как гитлеровцы приступили к эвакуации узников лагеря, Абрахам был освобожден американскими войсками.
ПросмотрБен вырос в религиозной еврейской семье, где кроме него было еще трое детей. 1 сентября 1939 года в Польшу вторглись германские войска. После того как они заняли Варшаву, Бен решил перебраться в восточную часть Польши, оккупированную Советским Союзом. Однако вскоре он принял решение вернуться к своей семье, которая находилась тогда в Варшавском гетто. Бена зачислили в бригаду чернорабочих, работавших за пределами гетто, и он пользовался этим, чтобы помочь другим узникам гетто тайно выбираться с его территории. Одной из тех, кому он помогал, была Владка (Фейгеле) Пелтел, сотрудница подпольной Еврейской боевой организации (ZOB), позднее ставшая его женой. Затем Бен покинул гетто и нелегально жил в Варшаве, выдавая себя за поляка. Во время восстания узников Варшавского гетто в 1943 году Бен вместе с другими членами подполья занимался спасением бойцов из гетто, помогая им пробраться наружу через канализацию и укрывая их в "арийской" части Варшавы. После восстания Бен бежал из Варшавы, выдавая себя за нееврея. После освобождения Европы он воссоединился со своими родителями и младшей сестрой.
ПросмотрСамуэль, солдат польской армии, был ранен в бою, после чего немцы захватили его в плен. Война продолжалась, и с течением времени обращение с ним и другими евреями-военнопленными становилось все более жестоким. Он был интернирован в нескольких лагерях, в том числе в лагере Люблин-Липова, где его, как и других, заставили работать на строительстве концлагеря Майданек. В 1942 году он бежал из плена и вплоть до конца войны был командиром вооруженного партизанского отряда.
ПросмотрРодители Ханне были владельцами фотоателье. В октябре 1940 года Ханне и остальных членов ее семьи депортировали в лагерь Гюрс, находившийся в южной части Франции. В сентябре 1941 года "Обществу помощи детям" (OSE) удалось вызволить ее из лагеря и тайно переправить в детский приют в городке Шамбон-сюр-Линьон. Мать Ханне погибла в Освенциме. В 1943 году Ханне получила поддельные документы и переправилась в Швейцарию. В 1945 году, в Женеве, она вышла замуж, а в 1946 году родила дочь. В 1948 году она переехала в США.
ПросмотрБудучи единственным ребенком в еврейской семье, которая жила в польской столице и принадлежала к среднему классу, Лилиана выросла в смешанной еврейско-христианской среде. Ее отец был ювелиром, а также офицером запаса польской армии; а мать — домохозяйкой. Лилиана мечтала поступить в Сорбонну и стать второй в истории Польши женщиной-прокурором округа.
1933-39: Самое плохое в школе было то, что ко мне приставали и называли "грязной еврейкой". Меня приняли в престижную католическую гимназию, где разрешали не посещать занятия по субботам, но, как и другие еврейские ученики, я сидела отдельно, а в коридорах и на лестнице меня все время толкали. Через несколько недель я ушла оттуда и стала посещать еврейскую гимназию, пока ее не закрыли немцы, которые захватили страну в сентябре 1939 года.
1940-44: После того как всех евреев согнали в гетто, меня заставили работать на фабрике "Тёббенс". К апрелю 1943 года моя семья была уничтожена, а гетто пылало и было охвачено восстанием. Я надрывалась на фабрике, пока 8 мая не явились немцы, чтобы забрать нас. В ярости я схватила ножницы, но прежде чем я успела что-то сделать, немец ударил меня по голове прикладом винтовки. Я подняла руку, чтобы защититься, а он бил меня снова и снова, пока я не потеряла сознание. Когда на следующий день я очнулась, то увидела, что нахожусь в темном, переполненном людьми вагоне для перевозки скота.
Лилиану отправили на принудительные работы в лагерь Майданек, затем в Скаржиско-Каменна, а потом в Ченстохов, где она была освобождена 18 января 1945 года. В 1950 году она эмигрировала в Америку.
ПросмотрГэд вырос в Берлине. Его отец был еврейским эмигрантом из Австрии. Мать Гэда перешла в иудаизм. Бекки жили в бедном районе, населенном преимущественно еврейскими эмигрантами из восточной Европы. Когда Гэду и его сестре Мириам (они были близнецами) было пять лет, семья переехала в берлинский район Вайсензее, где Гэд пошел в начальную школу.
1933-39: Когда нацисты пришли к власти, мне было десять лет. Так как я был одним из немногих еврейских учеников в нашей школе, я сразу стал мишенью для антисемитских замечаний: "Можно я сяду где-нибудь в другом месте, а не рядом с Гэдом? У него такие вонючие еврейские ноги". В 1934 году родители записали меня в еврейскую школу, но в двенадцать лет мне пришлось ее бросить, потому что родители больше не могли вносить плату за обучение. Я нашел работу, стал продавцом в магазине.
1940-44: Так как я был ребенком от смешанного брака [Mischlinge, нем. "нечистокровный"], меня не депортировали на восток вместе с другими немецкими евреями. Я остался в Берлине и стал членом подпольной организации, которая помогала евреям бежать в Швейцарию. Будучи гомосексуалистом, я мог обращаться к своим знакомым гомосексуалистам-неевреям, которым доверял, за помощью в доставке продовольствия или в поиске безопасных убежищ. В начале 1945 года еврейский шпион гестапо предал меня и нескольких моих друзей по подполью. Меня поместили в еврейский пересылочный лагерь в Берлине.
После войны Гэд помогал организовывать эмиграцию оставшихся в живых евреев в Палестину. В 1947 году он сам уехал в Палестину, а в 1979 году вернулся в Берлин.
ПросмотрЭрнест был одним из троих детей в еврейской семье из торгового города Бреслау, где проживала одна из крупнейших еврейских общин в Германии. Его отец, ветеран Первой мировой войны, владел фабрикой по производству мацы — пресного хлеба, который едят во время еврейской Пасхи. В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, Эрнесту было 12 лет.
1933-39: В школе у меня часто бывали неприятности, меня все время обзывали. "Христоубийца" или "чтобы испечь мацу, твой отец убивает христианских младенцев" — такое я слышал постоянно. Многие думали, что нацисты удовлетворят свои политические прихоти и успокоятся, но к 1935 году принятые ими законы стали угрожающими. Появились вывески с надписями: "Евреям вход воспрещен". В 1938 году, после того как сожгли нашу синагогу (во время "Хрустальной ночи"), мы поняли, что надо бежать из Германии. Так как мы смогли раздобыть только два билета, мы с мамой сели на корабль, плывущий в Азию, а остальные члены семьи остались.
1940-44: Наш путь окончился в Шанхае — его контролировали японцы, и он был единственным местом, куда беженцы могли попасть без визы. Там, будучи шофером грузовика шанхайских добровольческих сил британской армии, я получал еду, поэтому мне было легче, чем многим другим беженцам. В декабре 1941 года, после Перл-Харбора, условия для беженцев резко ухудшились — американские благотворительные фонды, их единственный источник снабжения, уже не могли поддерживать связь с Шанхаем. В 1943 году по требованию Германии японцы создали гетто.
Эрнест провел в шанхайском гетто два года, пока в 1945 году город не был освобожден. После войны он несколько лет работал на ВВС США в Нанкине (Китай), а потом эмигрировал в Соединенные Штаты.
Просмотр
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia. View the list of donor acknowledgement.