В 1939 г. брата Герды отправили на принудительные работы. В июне 1942 г. семья Герды была депортирована из гетто города Бельско. Ее родители попали в Освенцим, а Герда — в систему лагерей Гросс-Розен, где ее вплоть до окончания войны использовали для принудительных работ на текстильных фабриках. Герду освободили во время марша смерти; при этом на ней были лыжные ботинки, которые уговорил ее взять отец, утверждая, что они помогут ей выжить. Она вышла замуж за своего американского освободителя.
Паула была одной из четверых детей, родившихся в религиозной еврейской семье в Лодзе, крупном промышленном городе с большим еврейским населением. Ребенком Паула посещала государственную школу, а также три раза в неделю частным образом брала уроки еврейского языка и традиций. Ее отец владел мебельным магазином.
1933-39: Мои братья, сестры и я проводили много времени в клубе нашей сионистской группы, которая называлась "Гордония". Наша группа верила в гуманистические ценности, еврейское самосовершенствование и построение еврейского государства в Палестине. Мне нравилось работать руками, и я много вязала, шила, вышивала. В сентябре 1939 года, когда я была в средней школе, мои занятия прервались, потому что Германия напала на Польшу, а 8-го сентября захватила Лодзь.
1940-44: В начале 1940 года наша семья была насильственно переселена в Лодзинское гетто, где на всех шестерых нам выделили одну комнату. Самой главной проблемой была еда. На фабрике женской одежды, где я работала, мне хотя бы давали немного супа на обед. Но мы отчаянно нуждались в том, чтобы найти побольше еды для моего младшего брата — он был очень болен и у него было внутреннее кровотечение. Из окна фабрики я видела картофельное поле. Я знала, что, если меня поймают, то расстреляют, но однажды ночью проползла на поле, выкопала столько картофелин, сколько смогла, и убежала домой.
В 1944 году Паула была депортирована в Бремен (Германия) на принудительные работы. В 1945 году ее освободили из лагеря Берген-Бельзен. После войны она эмигрировала в Соединенные Штаты.
Иджа была старшей из двух дочерей в еврейской семье, проживавшей в 56 километрах к востоку от Варшавы в небольшом, преимущественно еврейском городке Калушине. Отец Иджи владел винным магазином, мать была домохозяйкой. Иджа тесно дружила с группой сверстников-евреев, они ходили в одну школу и проводили вместе большую часть свободного времени и каникул.
1933 - 1939 гг. Мы с друзьями любим гулять теплыми летними вечерами. Обычно мы идем по главной улице и заходим в кондитерский магазин. Иногда мы заходим в школу, которая по вечерам служит местом отдыха, и играем там в домино или шашки. Однако теперь об этом не может быть и речи: все боятся, что начнется война и не выходят из дома. Каждый день приходят новые вести о пограничных стычках между польскими и немецкими отрядами.
1940 - 1942 гг. Немецкие войска оккупировали Калушин. По приказу немцев бургомистр организовал еврейский совет, куда вошли мой отец и отец моего друга Майлиха. Они в свою очередь отобрали Майлиха, меня и некоторых других молодых людей для работы в еврейском комитете по санитарной очистке. Помимо прочего, я должна отводить женщин мыться в единственную оставшуюся в городе еврейскую баню. Несколько человек уже заболели сыпным тифом, поэтому мы стараемся ограничить распространение этого смертельного заболевания.
В сентябре 1942 г. родители Иджи и еще 3 000 других евреев были депортированы в лагерь смерти. В декабре того же года 22-летнюю Иджу депортировали в тот же лагерь, где она погибла.
Деревня в Литве, где вырос Давид, была расположена на самой границе с Латвией. Его отец был коробейником. Когда Давиду было шесть лет, его послали в Укмерге — город, который евреи знали под его русским названием, Вилкомир, — чтобы изучать традиционные еврейские тексты в талмудистской школе. Шесть лет спустя Давида отозвали домой, где он должен был возглавить семью Селзников, поскольку его отец умер.
1933-39: Я потерял работу в 1933 году, поэтому уехал из Литвы в Соединенные Штаты, а затем — в Португалию. Но в 1936 году прибалтийским странам стали угрожать Сталин и Гитлер, поэтому я решил вернуться домой, чтобы помогать матери и сестрам, которые к тому времени перебрались в Ковно (Каунас). Над нами сгустилась угроза войны, но евреи не могли уехать. Пользуясь своими деловыми связями, я нашел работу в канцелярском магазине.
1940-44: Летом 1941 года немцы оккупировали Ковно и нас заставили переселиться в гетто. В 1943 году положение ухудшилось. А в марте 1944 года в гетто все чаще стали происходить убийства евреев. Я видел, как некоторые украинцы и литовцы помогали нацистам. Я видел, как они приводили детей на верхний этаж дома и выбрасывали их в окно стоявшему на улице охраннику. Тот их подбирал и бил головой об стену, пока они не умирали.
В 1944 году Давид убежал во время депортации из гетто и прятался в близлежащем лесу три недели, пока весь район не был освобожден. В 1949 году он эмигрировал в Соединенные Штаты.
В молодости Бено играл небольшие роли в кино, которые получал благодаря знанию иностранных языков. Вместе с семьей его депортировали в Лодзинское гетто. Узники гетто жили в невыносимых условиях, каждый день им стоило огромных трудов добывать пропитание. В подполье Бено научился мастерски пускать поезда под откос. Семью отправили в Освенцим и там разделили. Все, кроме Бено и его сестры, которую он нашел после войны, погибли. Бено пережил несколько лагерей, и после войны помогал выслеживать военных преступников.
София Буровска (Хоровиц) передала эту куклу, созданную в тридцатых годах прошлого века, Мемориальному музею Холокоста США. Родители подарили Софии эту куклу перед войной, и она взяла ее с собой сначала в Вольбрумское, а потом в Краковское гетто (в Польше). Ее семья оставила куклу и некоторые другие вещи на хранение друзьям-неевреям. София была депортирована в трудовой лагерь для евреев возле Кракова, в лагерь Скаржиско-Каменна (также в Польше), а затем в концентрационный лагерь Бухенвальд (в Германии), где она и была освобождена. После войны она вернулась в Краков и нашла свою куклу.
Во время Второй мировой войны немцы основали гетто по всей восточной Европе (с 1939 по 1942 год), а также в Венгрии (в 1944 году). Эти гетто были изолированными городскими районами, в которые гитлеровцы сгоняли еврейское население и где евреи были вынуждены жить в самых жалких условиях. Гитлеровцы считали гетто временной мерой — средством изолировать евреев и установить над ними контроль. Начиная с 1942 года, когда было принято решение убить всех евреев, немцы методично уничтожали гетто, депортируя евреев в лагеря смерти для последующего истребления.
Жизнь в гетто в большинстве случаев была невыносимой. Распространенной проблемой была перенаселенность. В одной квартире могли проживать несколько семей. Сантехника часто ломалась, и человеческие испражнения выбрасывались на улицу вместе с мусором. В условиях перенаселенности и антисанитарии быстро вспыхивали инфекционные болезни. Люди всегда голодали. Немцы намеренно морили жителей голодом, разрешая им покупать лишь ограниченное количество хлеба, картофеля и масла. Некоторым удавалось сохранить немного денег или ценностей, и они обменивали их на еду, тайком проносимую в гетто; другим приходилось нищенствовать или воровать, чтобы выжить. В долгие зимы не хватало топлива и теплой одежды. Ослабленные голодом и переохлаждением люди становились легкими жертвами заболеваний; болезни, голод и холод унесли жизни десятков тысяч жителей гетто. Отчаявшись, некоторые совершали самоубийство.
Каждый день сиротели дети, часто вынужденные при этом брать на себя заботу о младших братьях или сестрах. Зачастую сироты были обречены оставаться на улице и выпрашивать крохи хлеба у других жителей, которые сами существовали впроголодь. Зимой многие погибали от холода.
Для того чтобы выжить дети проявляли изобретательность и старались быть полезными. Маленькие дети в Варшавском гетто иногда помогали тайно проносить еду для своих семей и друзей; для этого они пробирались через узкие дыры в стене гетто. При этом они подвергались огромному риску, поскольку пойманных за пронесением еды жестоко наказывали.
Многие молодые люди пытались продолжить образование, посещая занятия, организованные взрослыми во многих гетто. Обычно эти занятия проводились тайно, вопреки запретам нацистов, и ученики учились прятать книги под одеждой, чтобы не быть пойманными.
Несмотря на окружавшие их страдания и смерть, дети продолжали играть в игрушки. Некоторые успели взять с собой в гетто любимых кукол или игрушечные машины. Кроме того, дети сами мастерили игрушки, приспосабливая под них любые обрывки ткани и куски дерева, которые могли найти. В Лодзинском гетто они делали игральные карты из крышек пустых коробок из-под сигарет.
КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ
8 ФЕВРАЛЯ 1940 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОДЗИНСКИХ ЕВРЕЕВ В ГЕТТО Немцы приказывают организовать гетто в северо-восточной части города Лодзь. 160 000 с лишним евреев, более трети населения Лодзи, насильственно переселяют в малую часть города. Лодзинские евреи представляли собой вторую по величине еврейскую общину в довоенной Польше после Варшавы. Лодзинское гетто отделено от остального города забором из колючей проволоки. Территория гетто разделена на три части пересечением двух крупных дорог, которые не входят в гетто. Чтобы соединить три части гетто, строят пешеходные мосты. Через гетто ходят трамваи, используемые нееврейским населением города, однако остановка в гетто запрещена. Условия жизни в гетто невыносимы. На большей части территории отсутствует водопровод или канализация. Характерными особенностями жизни в гетто являются каторжные работы, перенаселенность и голод.
16 ЯНВАРЯ 1942 г. ДЕПОРТАЦИЯ ЛОДЗИНСКИХ ЕВРЕЕВ В ЛАГЕРЬ СМЕРТИ ХЕЛМНО Начинаются депортации из Лодзинского гетто в лагерь смерти Хелмно. Немецкая полиция проводит облавы в гетто. Во время депортаций сотни евреев, в основном детей, пожилых людей и больных, убивают на месте. К сентябрю 1942 г. более 70 000 евреев и около 5000 цыган депортированы в Хелмно, где их уничтожают в передвижных газенвагенах (герметичных грузовиках, служащих газовыми камерами).
23 ИЮНЯ 1944 г. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ НЕМЦАМИ ДЕПОРТАЦИЙ ИЗ ЛОДЗИНСКОГО ГЕТТО В сентябре 1942 г. — мае 1944 г. значительных депортаций из Лодзи не происходит. Гетто выполняет функции лагеря принудительного труда. Весной 1944 г. нацистское командование постановляет уничтожить Лодзинское гетто. К тому моменту Лодзинское гетто с населением 75 000 евреев остается последним в Польше. 23 июня 1944 г. немцы возобновляют депортации из Лодзи. Около 7 000 евреев депортируют в Хелмно и уничтожают. Депортации продолжаются в июле и августе; большую часть оставшегося в гетто населения депортируют в лагерь смерти Освенцим-Биркенау. Лодзинское гетто ликвидируют.
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia.
View the list of all donors.