Представленная здесь семейная Библия принадлежала Андре Трокме; в ней остались заметки, которые он делал, готовя проповедь. Трокме был протестантским пастором во французском городке Шамбон-сюр-Линьон. Во время войны он вместе с жителями города укрывал от гитлеровцев евреев, особенно еврейских детей, и других беженцев. Это помогло спасти тысячи жизней, в том числе жизни 5 000 евреев. В его рукописных заметках, сделанных на французском языке, можно, в частности, прочитать: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся".
Еврейские партизаны, включая ансамбль песни и пляски, в Нарочанской пуще, Белоруссия. Помимо вооруженного противодействия, евреи проявляли духовное сопротивление, сохраняя свои традиции и культуру. СССР, 1943 г.
Лиза выросла в религиозной еврейской семье, где кроме нее было еще двое детей. В 1939 г., когда германские войска оккупировали их родные места, Лиза и ее семья переехали сначала в Августов, а затем в Слоним (в восточную часть Польши, оккупированную Советским Союзом). В 1941 г., после нападения Германии на СССР, Слоним заняли немецкие войска. Нацисты организовали в Слониме гетто, которое просуществовало с 1941 по 1942 год. Со временем Лизе удалось выбраться из города и бежать сперва в Гродно, а потом в Вильнюс, где она присоединилась к движению сопротивления. Она вступила в партизанский отряд, штаб которого находился в Нарочанской пуще. В 1944 г. этот район был освобожден Советской армией. В числе участников движения «Бриха» (ивр. — «побег», «полет»), которое объединяло около 250 тысяч евреев из Восточной Европы, переживших Холокост, Лиза и ее муж Арон стремились покинуть Европу. Им не удалось получить разрешение на въезд в Палестину, и в конце концов они обосновались в Соединенных Штатах.
Германия захватила Польшу 1 сентября 1939 года. После того как страна была оккупирована немцами, Сару (которой тогда было всего три года) и ее мать отправили в гетто. Через какое-то время польский полицейский, католик, предупредил их о том, что гетто собираются ликвидировать. Он спрятал Сару и ее мать сперва у себя дома, затем в погребе для картофеля, а потом в курятнике в своем подсобном хозяйстве. В этом убежище Сара провела более двух лет, пока район не был освобожден советскими войсками. После войны, в 1947 году, Сара эмигрировала из Европы в Израиль, а затем, в 1963 году, переехала в США.
Стефания родилась в семье католиков в деревне под Пшемыслью. Они жили на большой ферме, где выращивали различные культуры. Пока отец с работниками трудились в поле, мать Стефании, профессиональная акушерка, работала по дому и заботилась о восьмерых детях.
1933 - 1939 гг. Мой отец умер в 1938 г. от болезни. С разрешения матери в 1939 г. я переехала к сестре в Пшемысль. С 14 лет я работала в продовольственном магазине, принадлежавшем еврейской семья Диамантов. Они относились ко мне как к члену семьи, и я переехала к ним, когда 14 сентября 1939 г. вторглись немцы [в город]. Однако через две недели город оккупировали советские войска [по германо-советскому пакту]. Продовольственный магазин работал; я закупала на рынке продукты, перепродаваемые затем нашим клиентам.
1940 - 1944 гг. В июне 1941 г. город повторно оккупировали немецкие войска. Вместе с остальными евреями Пшемысли Диамантов переселили в гетто. Мою мать отправили в Германию на принудительные работы; в 16 лет я осталась одна с 6-летней сестрой на руках. Я нашла для нас квартиру за пределами гетто и выменивала одежду на еду. В 1942 г. распространился слух о ликвидации гетто. Я решила помочь некоторым евреям избежать последних облав, укрыв их у себя. Я переехала в более просторный дом. Вскоре я поселила в секретной комнате на чердаке 13 евреев.
Пшемысль освободили 27 июля 1944 г. Все евреи, которым помогла спрятаться 17-летняя Стефания, пережили войну. В 1961 г. она с мужем Йозефом Диамантом переехала в США.
Ева была единственным ребенком в нерелигиозной еврейской семье. Ее отец был журналистом. Ева любила проводить время со своей двоюродной сестрой Сюзи, которая была на два года ee старше. Еще Ева часто ездила в отпуск с матерью. Иногда они катались на лыжах в Австрийских Альпах, иногда останавливались в домике ее дяди на Дунае.
1933 - 1939 гг. Когда в 1938 г. Германия аннексировала Австрию, жизнь переменилась. Отца преследовало гестапо за написание антигерманских статей. Мои бывшие товарищи оскорбляли меня за еврейское происхождение. Мои родители решили бежать. Мы отправились поездом в Париж. Однажды, когда я училась в третьем классе, началась бомбежка. Мы спрятались в бомбоубежище и надели противогазы. Запах резины был невыносим. Я чувствовала, что задыхаюсь.
1940 - 1944 гг. Когда в 1940 г. немцы вошли в Париж, мы бежали на неоккупированный юг. Два года спустя, когда мне было 13 лет, немецкие войска оккупировали юг, и нам снова пришлось бежать. Подвергаясь опасности, мы направились в горы между Францией и Швейцарией, где нашли убежище в небольшой французской деревне Сен-Мартен. Деревенский священник отец Лонжере пустил моих родителей в подвал своего дома. Я открыто жила в приходском доме в качестве пастушки. Я посещала церковь вместе с другими детьми и учила католические мессы на латыни.
Ева и ее родители продолжали укрываться в Сен-Мартене. Их освободили в конце 1944 г. В 1948 г., когда Еве было 18 лет, она с родителями эмигрировала в США.
Нацисты стремились арестовать и депортировать в Польшу, в лагеря смерти, как можно больше евреев из оккупированной Европы. Некоторые евреи смогли спастись, спрятавшись или убежав с территорий, контролируемых Германией. Маршруты беженцев могли вести в воюющие страны (например, в Советский Союз), в нейтральные страны (такие как Швейцария, Испания, Швеция и Турция) и даже в страны гитлеровской коалиции (например, в Италию и Венгрию до их оккупации Германией). После нападения Германии на Советский Союз более миллиона советских евреев бежали на восток, ускользнув от наступающей германской армии. Тысячи других смогли отплыть из черноморских портов в Болгарию и Румынию, чтобы обрести убежище в Палестине.
Спрятавшись или бежав с территорий, контролируемых Германией, некоторые евреи смогли избежать смерти, уготовленной им нацистским планом «Окончательное решение еврейского вопроса», который предполагал уничтожение всех евреев в Европе. Большинство неевреев не содействовали, но и не мешали исполнению «Окончательного решения». Помогавших еврейским беженцам было относительно немного. Среди них были те, кто делал это из ненависти к нацистскому расизму, из сочувствия к его жертвам, а также по религиозным или моральным соображениям. В редких случаях в спасении евреев участвовали не только отдельные люди, но и целые общины. При этом они шли на огромный риск. Во многих местах предоставление укрытия евреям каралось смертной казнью.
В 1940 - 1944 гг. жители протестантской деревни Шамбон-сюр-Линьон в Южной Франции укрыли у себя тысячи беженцев, по большей части евреев. Движимые религиозными убеждениями и моральным долгом, они были полны решимости спасти людей, невзирая на очевидную опасность. Беженцев, в том числе многих детей, прятали в домах и окрестных католических женских и мужских монастырях. Кроме того, один из жителей Шамбон-сюр-Линьон помогал тайно переправлять беженцев в нейтральную Швейцарию.
На территории всей оккупированной Европы многие евреи оказывали вооруженное сопротивление. Индивидуально и группами они принимали участие в запланированных или спонтанных акциях сопротивления вермахту. Еврейские партизанские отряды действовали во Франции и Бельгии. Особенно высокая партизанская активность наблюдалась на востоке, где бойцы сопротивления создавали тайные базы в густых лесах или на территориях гетто. Из-за распространенности антисемитизма они практически не получали поддержки со стороны населения. Тем не менее в лесах Восточной Европы с немцами воевали от 20 000 до 30 000 еврейских бойцов.
Основной формой еврейского сопротивления было организованное вооруженное противодействие. Однако во многих европейских странах еврейское сопротивление выражалось в оказании помощи жертвам, спасательных операциях и духовном неподчинении. Духовное сопротивление нацистскому геноциду заключалось в сохранении еврейских культурных традиций и проведении религиозных обрядов.
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia.
View the list of all donors.