После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года система нацистских лагерей быстро развивалась, поскольку подневольный труд стал играть важную роль в военной экономике. Нехватка рабочей силы в Германии стала критической после поражения гитлеровской армии в битве под Сталинградом (1942—1943 год). Это привело к широкому использованию заключенных концлагерей в качестве подневольных работников германской военной промышленности. Именно в 1943—1944 годах были организованы сотни вспомогательных лагерей на заводах и фабриках, а также в непосредственной близости от них. Вспомогательные лагеря обычно были небольшими и управлялись администрацией основных лагерей, откуда поставлялось необходимое число заключенных. Такие лагеря, как Освенцим в Польше, Бухенвальд в центральной Германии, Гросс-Розен в восточной Германии, Нацвейлер-Штрутхоф в восточной Франции, Равенсбрюк возле Берлина и Штуттхоф недалеко от Данцига на побережье Балтийского моря, стали административными центрами огромной сети лагерей принудительного труда.
После того как 1 сентября 1939 года Германия оккупировала Польшу, Зигфрид и его друг решили бежать из страны. Они попытались получить документы, по которым могли бы уехать во Францию, но оказались в руках у немцев. Зигфрида арестовали, перевезли в Берлин, а затем, в октябре 1939 года, отправили в лагерь Заксенхаузен, находившийся недалеко от Берлина. Зигфрид стал одним из первых польских евреев, помещенных в Заксенхаузен. С заключенными там обходились жестоко и использовали их на принудительных работах. Через два года Зигфрида депортировали в концентрационный лагерь Гросс-Розен, где заставили работать в каменоломне. В октябре 1942 года его депортировали из Гросс-Розена в Освенцим, на территорию оккупированной Польши. Там Зигфрид, который до войны был аптекарем, пытался использовать свой опыт, чтобы лечить больных. В январе 1945 года, когда к Освенциму подходили советские войска, Зигфрида вывели из лагеря и отправили на марш смерти. Те из заключенных, кто не мог держаться на ногах и продолжать путь, были убиты. Зигфриду удалось выжить.
Мойша родился в еврейской семье в городе Радом. Его родители говорили на идиш. Промышленный город Радом был известен своими оружейными фабриками, на которых евреям работать не разрешалось, и кожаной промышленностью, где работали многие евреи. В подростковом возрасте Мойша окончил школу и поступил в ученики женского портного. Мойша получил сертификат, который давал ему право работать портным, и поселился в Радоме.
1933 - 1939 гг. К 1939 г. я работал мастером-портным и специализировался на женской одежде. Вспоминаю, как местные антисемитские организации развешивали антиеврейские плакаты и спонсировали бойкоты еврейских предприятий. 1 сентября 1939 г. Германия вторглась в Польшу. Через семь дней немецкие войска вошли в Радом. Польский антисемитизм бледнел рядом с жестокостью гитлеровцев.
1940 - 1944 гг. В апреле 1941 г. меня, как и всех радомслих евреев, переселили в гетто. В 1942 г. фашисты назначили меня с другими мастерами-портными на работы в мастерской СС. В августе того же года нацисты уничтожили два радомских гетто, отправив тысячи людей в лагерь смерти Треблинка. Меня в числе других профессиональных ремесленников оставили работать в гетто. При этом облавы не прекращались. Мы, трудившиеся на принудительных работах, чувствовали себя беспомощными цыплятами в курятнике, которые ждут, что их выхватят оттуда и убьют.
Два года спустя Мойшу депортировали в трудовые лагеря Германии. Он был освобожден американскими частями во время марша смерти под Дахау. После войны он эмигрировал в США.
Ицик, или Ицак, был одним из трех сыновей в еврейской семье, говорившей на идиш. Когда Ицик был маленьким, его семья переехала в город Радом. Ицик бросил школу в 11 лет, чтобы учиться на женского портного. Поработав подмастерьем у нескольких портных в Радоме и Варшаве, он вернулся в школу и получил лицензию портного.
1933 - 1939 гг. В 1938 г., после 13 лет ухаживаний, я женился на Таубе Фишман, дочери моего первого работодателя, вопреки категорическим возражениям ее семьи. Мы поселились в Радоме, я открыл собственную мастерскую в нашей квартире на улице Зеромского, 49. В июле 1939-го у нас родился сын Макс. В сентябре этого года Германия вторглась в Польшу, 8 сентября немецкие части оккупировали наш город. Фашисты насильно выселили всех евреев с нашей улицы. Мы уходили только с теми вещами, что были на нас надеты.
1940 - 1944 гг. Еврейский совет Радома поселил нас в лачугу, которая позже оказалась внутри еврейского гетто. Я делал немцам одежду в обмен на еду. В 1942 г. нацисты назначили меня с другими портными на работы в мастерской СС. Однажды августовской ночью в гетто вошли немецкие солдаты и начали расстреливать и депортировать людей. Я попытался укрыть семью в мастерской, но во время облавы нас поймали. Меня разделили с женой и сыном и оставили в гетто на принудительных работах.
Через два года Ицика депортировали через Освенцим в лагерь Вайхинген, где он был освобожден французскими войсками 5 апреля 1945 г. В 1950 г. он эмигрировал в США.
Ита была второй по меньшинству из девяти детей в религиозной еврейской семье, проживавшей в городе Стараховице на востоке Центральной Польши. Их маленький одноэтажный домик одновременно служил им и швейной мастерской. Они часто выполняли швейные заказы в обмен на товары, например дрова или мешок картошки. Ита много помогала матери по хозяйству.
1933 - 1939 гг. В одну из суббот июня 1939 г. вскоре после возвращения из синагоги умер отец Иты. Он прилег отдохнуть, но внезапно у него пошла ртом кровь. Брата Хуну послали за доктором, но к его приходу отец уже умер. Его похоронили на еврейском кладбище за городом. Мать Иты и старшие дети продолжали работать в швейной мастерской. В сентябре Стараховице оккупировали немецкие войска.
1940 - 1945 гг. В октябре 1942 г. эсэсовцы согнали городских евреев на рыночную площадь. Ита, которая уже была занята на принудительных работах на близлежащей фабрике, была отнесена к числу «трудоспособных», среди которых был и Хуна. Их направили в близлежащий лагерь принудительного труда, где Иту заставили разносить еду польским рабочим. Когда в лагере вспыхнула эпидемия тифа, Ита тоже заразилась. Она не могла работать, и ее отправили в бараки для больных пленных. Хуна навещал ее каждый день, часто принося лоскуты, чтобы подложить под ее болезненные пролежни.
В условиях отсутствия лекарств и врачебной помощи для больных пленных через три месяца Ита скончалась от болезни. Ее похоронили в соседней каменоломне. Ите было 17 лет.
Во Франкфурте семья Рут испытала на себе ужесточение антиеврейских мер: фирму ее отца конфисковали, а еврейскую школу, куда ходила Рут, закрыли. В апреле 1943 г. Рут и ее семья были депортированы в Освенцим. Рут была отобрана для принудительных работ и направлена на восстановление дорог. Также она работала в отделении «Канада», сортируя вещи, которые прибывали в лагерь с новыми эшелонами. В ноябре 1944 г. ее перевели в Германию, в систему лагерей Равенсбрюк. Она была освобождена в мае 1945 г., во время марша смерти из лагеря Мальхов.
На этой фотографии изображены несколько гранитных блоков из тех 190, что были переданы Мемориальному музею Холокоста США музеем-мемориалом Маутхаузен в Австрии. В 1938 году нацисты построили концентрационный лагерь Маутхаузен поблизости от заброшенной каменоломни. Узников заставляли носить эти гранитные блоки вверх по лестнице, насчитывающей более 180 ступеней. Малые блоки весили от 13 до 20 килограммов. Большие блоки могли весить более 34 килограммов каждый. Заключенные, назначенные на работу в каменоломню, обычно быстро умирали.
В оккупированных областях нацисты особенно жестоко обращались с еврейскими рабочими. Кроме того, их подвергали унижениям: например, эсэсовцы заставляли евреев стричь бороды, отпускаемые ими по религиозным соображениям. Гетто стали базами для использования труда евреев, как и лагеря принудительного труда в оккупированной Польше, куда их ссылали. К примеру, в Лодзинском гетто нацисты открыли 96 фабрик. Тем, кто был способен работать, сохраняли жизнь, однако, как правило, ненадолго. Как только нацисты считали еврея бесполезным, то без раздумий расстреливали или депортировали его. Труд евреев, пускай и принудительный, бесплатный, ценился крайне низко. Главным приоритетом нацистов оставалось уничтожение евреев.
Принудительный труд «врагов государства» использовался в экономических интересах нацистов. Со временем в Германии возникла нехватка рабочей силы, особенно обострившаяся после поражения немцев в Сталинградской битве (1942 - 1943 гг.). Эту проблему решили, задействовав принудительный труд многочисленных пленных в германской промышленности. В период с 1943 по 1944 гг. рейх основал сотни лагерей на промышленных предприятиях или вблизи них.
Крупные лагеря, включая Освенцим в Польше и Бухенвальд в Центральной Германии, стали административными центрами огромной сети лагерей принудительного труда. Принудительный труд стали использовать не только на предприятиях СС (например, «Германские оружейные заводы»), но и в частных немецких компаниях, включая «Мессершмидт», «Юнкерс», «Сименс» и «И. Г. ФАРБЕН», которые тем самым рассчитывали ускорить темпы военного производства. Одним из самых печально известных лагерей был Освенцим III, или Моновиц, поставлявший рабочих на принадлежавший концерну «И. Г. ФАРБЕН» завод по производству синтетической резины. Во всех концентрационных лагерях пленные в буквальном смысле работали до смерти.
КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ
26 ОКТЯБРЯ 1939 г. ВВОД ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ДЛЯ ЕВРЕЕВ В ПОЛЬШЕ Вслед за оккупацией немецкими войсками Польши в сентябре 1939 г. польские евреи угоняются на принудительные работы по ликвидации военных разрушений и ремонту дорог. В октябре немцы законодательно закрепляют такой принудительный труд, обязав работать всех евреев-мужчин в возрасте от 14 до 60 лет в оккупированной Польше. Позже на принудительные работы также начинают отправлять еврейских женщин и детей в возрасте от 12 до 14 лет. Лагеря принудительных работ для евреев открыты по всей оккупированной Польше, а евреев в гетто обязывают отчитываться за работу перед немецкими оккупационными властями. Обычно евреи работают по 10 - 12 часов в день в суровых условиях, получая минимальную оплату или вовсе не получая ее.
21 МАЯ 1942 г. ОТКРЫТИЕ ЗАВОДА «И. Г. ФАРБЕН» ПОД ОСВЕНЦИМОМ В Моновице под Освенцимом открывается завод «И. Г. ФАРБЕН» по производству синтетической резины и нефтепродуктов, на котором задействован принудительный труд пленных евреев из лагеря. Немецкий концерн «И. Г. ФАРБЕН» выбирает это место для завода, чтобы воспользоваться дешевой рабочей силой, предоставленной концентрационным лагерем, а также близлежащими силезскими угольными месторождениями. Концерн вкладывает в завод более 700 миллионов рейхсмарок (около 1,4 миллиона долларов США по курсу 1942 г.). Расположенный рядом Освенцим III, также называемый Буна или Моновиц, предоставляет пленных для принудительных работ на заводе. Продолжительность жизни рабочих гигантского завода чрезвычайно коротка. К 1945 г. общее число погибших в результате принудительного труда на заводе в Моновице достигает почти 25 000.
11 ИЮЛЯ 1942 г. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД ЕВРЕЕВ В САЛОНИКАХ, ГРЕЦИЯ Немцы обязывают всех проживающих в Салониках евреев мужского пола в возрасте от 18 до 45 лет явиться на площадь Освобождения за назначениями на принудительные работы. Является 9 000 мужчин-евреев. Около 2 000 задействованы на принудительных работах для обеспечения нужд немецкой военной машины. Остальных немецкие оккупационные власти задерживают, чтобы потребовать и в итоге получить от еврейских общин Салоников и Афин огромный выкуп за их освобождение. По условиям выкупа еврейское кладбище в Салониках передано во владение городу. Городские власти сносят кладбище, а надгробия используют для строительства университета на этом месте.
We would like to thank Crown Family Philanthropies, Abe and Ida Cooper Foundation, the Claims Conference, EVZ, and BMF for supporting the ongoing work to create content and resources for the Holocaust Encyclopedia.
View the list of all donors.